Главная Физическая подготовка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 52 гостей онлайн


Специальная физическая подготовка - Факторы, определяющие уровень специальной физической подготовленности пловца

Индекс материала
Специальная физическая подготовка
Факторы, определяющие уровень специальной физической подготовленности пловца
Связь специальной физической подготовленности с другими сторонами подготовленности пловца
Тесты — составная часть подготовки пловца
Критерии подлинности тестов
Виды тестирования состояния пловца
Оценка скоростных возможностей
Показатели оценки возможностей
Оценка специальной выносливости
Анаэробная производительность
Аэробная производительность
Продуктивность дыхания
Эффективность использования скоростно-силовых возможностей
Основные методы тренировки и их варианты
Характер упражнений
Интенсивность работы
Продолжительность работы
Длительность интервалов отдыха
Планировании длительности отдыха
Характер интервалов отдыха
Количество повторений
Методика повышения скоростных возможностей
Повышение анаэробных возможностей
Повышение аэробных возможностей
Дистанционная тренировка
Эффективность дистанционного и интервального методов
Повышение экономичности работы и продуктивности дыхания
Методика целостного развития специальной выносливости

    Стремление повысить результат в каком-либо виде деятельности предполагает прежде всего знание факторов, от которых зависит его уровень. Так, например, Н. И. "Волков, говоря о физиологических и биохимических основах методов тренировки в плавании, выделяет три главных вопроса, от успешного решения которых зависит результативность тренировочного процесса. Он указывает на необходимость, во-первых, определить факторы, в наибольшей мере обеспечивающие успех в данном виде мышечной деятельности, а также разработать методику оценки качеств и способностей пловца, формирующихся в тот или иной фактор. Во-вторых, следует обосновать методы и средства, которые в наибольшей мере способствуют развитию физиологических функций, имеющих первостепенное значение для результатов в данном виде спорта. При этом Н. И. Волков справедливо отмечает, что «решение этого вопроса прямо зависит от разрешения предыдущего, так как поиски эффективных методов тренировки не могут осуществляться без знания того, па что должны быть направлены эти методы усовершенствовапия». И, наконец, в-третьих, необходимо научиться осуществлять рациональное планирование эффективных средств и методов тренировки в процессе подготовки пловцов.
   Анализ специальной литературы позволяет говорить о том, что до настоящего времени внимание специалистов больше всего привлекают вопросы эффективности различных тренировочных средств и особенностей их использования в процессе подготовки пловцов и в меньшей мере — научно обоснованное выявление и оценка факторов, определяющих результат в спортивном плавании.
Практически на протяжении ряда десятилетий, в течение которых совершенствовалась система подготовки пловцов, вплоть до середины 60-х годов, вопросы определения факторной структуры спортивного результата решались на основе передовой практики, а также данных экспериментальных исследований отдельных параметров, обусловливающих результативность пловцов. Отсутствие в этой области комплексных работ, ставящих своей целью выявление и характеристику основных факторов, которые определяют уровень достижений в спортивном плавании, стало тормозом в дальнейшем совершенствовании системы спортивной тренировки и дальнейшем росте результатов пловцов.
   Следует отметить, что указанная тенденция совершенствования системы подготовки спортсменов, характерная для плавания, имела место и в других видах спорта.
  Эти обстоятельства наряду с распространением тенденции к максимальной объективизации результатов научных исследований, следствием чего явилось внедрение в спорт математико-статистических методов исследования и обработки экспериментальных данных, побудили к проведению экспериментальных работ по выявлению факторной структуры результатов в различных видах спорта. В круг интересов исследователей входило как установление факторов, обусловливающих уровень спортивного результата, так и подробное рассмотрение их структуры.
  К сожалению, изучение этих вопросов в значительно меньшей мере коснулось плавания. Из основных комплексных работ, проведенных в плавании, следует назвать исследования С. М. Гордона и Е. А. Ширковца, посвященные выявлению ведущих факторов в подготовке пловца и определению их влияния на спортивные результаты; И. Г. Сафаряна, который изучал зависимость скорости плавания кролем от некоторых гидродинамических, скоростно-силовых и антропометрических показателей; А. А. Гужаловского и Б. М. Фомиченко, целью которых было исследование взаимосвязи между уровнем развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости) и спортивным результатом и выявление на этой основе важнейших составляющих специальной работоспособности пловца.
   Эти и другие работы, посвященные более частным аспектам   рассматриваемой  проблемы не позволяют еще составить полного представления о факторах, обусловливающих спортивные достижения на различных дистанциях.
   Актуальность работ такого рода обусловливается еще и тем, что на настоящем этапе развития спорта достижение результатов высокого класса возможно лишь при учете всех факторов, способных повлиять на эффективность тренировки. Это привело к тому, что в последние годы резко усилилась тенденция не только развивать то или иное качество в целом, но и широко применять средства, направленные на изолированное развитие способностей, в сумме определяющих уровень проявления этого качества. Вполне понятно, что такой подход требует точного знания основных свойств и особенностей собирательных качеств, обусловливающих уровень спортивного результата.
    В плавании такими собирательными качествами являются скоростные возможности и специальная выносливость. Действительно, если пловец в состоянии развить высокую максимальную скорость и преодолевать утомление при выполнении высокоинтенсивной работы, определяемой особенностями его специализации, то он покажет высокий результат на соревновательной дистанции.
  Однако и скоростные возможности, и специальная выносливость обусловлены рядом относительно обособленных факторов, связанных с большим количеством различных свойств и способностей организма спортсмена.