Главная Физическая подготовка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 79 гостей онлайн


Специальная физическая подготовка - Методика повышения скоростных возможностей

Индекс материала
Специальная физическая подготовка
Факторы, определяющие уровень специальной физической подготовленности пловца
Связь специальной физической подготовленности с другими сторонами подготовленности пловца
Тесты — составная часть подготовки пловца
Критерии подлинности тестов
Виды тестирования состояния пловца
Оценка скоростных возможностей
Показатели оценки возможностей
Оценка специальной выносливости
Анаэробная производительность
Аэробная производительность
Продуктивность дыхания
Эффективность использования скоростно-силовых возможностей
Основные методы тренировки и их варианты
Характер упражнений
Интенсивность работы
Продолжительность работы
Длительность интервалов отдыха
Планировании длительности отдыха
Характер интервалов отдыха
Количество повторений
Методика повышения скоростных возможностей
Повышение анаэробных возможностей
Повышение аэробных возможностей
Дистанционная тренировка
Эффективность дистанционного и интервального методов
Повышение экономичности работы и продуктивности дыхания
Методика целостного развития специальной выносливости

   Методика повышения скоростных возможностей организма средствами плавания предполагает на первом этапе подготовительного периода достижение необходимого уровня развития основных физических качеств — силы, быстроты, гибкости применительно к специфическим условиям скоростного плавания.
   Кратко остановимся на важнейших требованиях, которые предъявляются к отдельным компонентам нагрузки при планировании работы над повышением скоростных возможностей.
   Эта задача осуществляется применением широкого круга специально-подготовительных упражнений. К ним, в первую очередь, следует отнести плавание основным и дополнительным способами с полной координацией движений, плавание с помощью одних рук и одних ног, а также упражнения, основанные на различных сочетаниях работы рук и ног. Высокая нагрузка, оказываемая на мышечную систему при плавании с использованием элементов основного способа, а также способа дельфин, обусловливает использование таких упражнений с целью повышения скоростных возможностей. Для увеличения абсолютной силы тяги при плавании, уровень которой оказывает решающее влияние па проявление скоростных возможностей, широко используются силовые упражнения в воде с различными отягощениями.
   При подборе упражнений необходимо следить за тем, чтобы они были достаточно освоены пловцами. Иначе внимание спортсменов будет сосредоточено не на интенсивности выполнения работы, а на технике движений.
   Планируя скорость проплывания отрезков или интенсивность работы при выполнении других упражнений, необходимо исходить из того, что тренировочные нагрузки должны вызывать значительную мобилизацию функциональных способностей организма, которые лежат в основе повышения абсолютной скорости плавания.
   Скоростное проплывание отрезков с полной координацией движений, а также с помощью одних рук или ног и т. п. обеспечивается передгижением со скоростью 90—100% от максимальной. Снижение ее резко уменьшает эффективность тренировки. Приведенные данные свидетельствуют о том, что эффективному повышению скоростных возможностей организма способствуют лишь те варианты интервальной тренировки, в которых обеспечивается проплывание отрезков со скоростью не меньше 88% от максимальной.
  Эффект упражнений, выполняемых с максимальной интенсивностью, очень высок: они оказывают глубокое воздействие па функциональные системы, несущие основную нагрузку при скоростном плавании. Однако широкое использование их грозит возникновением так называемого скоростного барьера. В этом случае дальнейшее выполнение упражнений с максимальной, или близкой к ней интенсивностью не приводит к положительным результатам. Более того, сформировавшийся стереотип еще больше упрочивается, и уровень абсолютной скорости стабилизируется. Наиболее эффективным средством предотвращения возникновения «скоростного барьера» является широкая вариативность применяемых упражнений. Проплывание коротких отрезков основным способом должно осуществляться при этом в небольшом объеме и в относительно широком диапазоне скоростей.
   Длина отдельных отрезков подбирается с таким расчетом, чтобы время работы не превышало 30—35 сек. в этом случае пловец в состоянии поддерживать высокую интенсивность практически на протяжении всего времени выполнения упражнения.
  Наиболее популярными тренировочными упражнениями следует считать проплывание отрезков длиной 25 и 50 м. Широкое применение, особенно на ранних этапах подготовки, находит и проплывание 10—15-метровых отрезков. На уровне скоростных возможностей организма положительно сказывается также проплывание с максимальной скоростью 75-метровых отрезков, участие в соревнованиях на дистанциях 100 и 200 м.
   Продолжительность пауз между отдельными упражнениями должна обеспечивать относительное восстановление работоспособности. Планирование продолжительности интервалов определяется закономерностями протекания процессов восстановления. После скоростных упражнений могут иметь место два типа следовых процессов. Первый наступает после работы, прерванной в состоянии выраженного утомления. Он характеризуется фазовыми изменениями работоспособности — пониженной, сверхисходной и исходной. Второй тип наблюдается после работы, прерванной до наступления утомления. Для него характерна повышенная работоспособность па протяжении определенного периода после прекращения работы.
   При развитии скоростных возможностей организма продолжительность пауз следует планировать таким образом, чтобы к началу очередного упражнения возбудимость центральной нервной системы была повышена, а физико-химические сдвиги в организме уже в значительной мере нейтрализованы.
   Если повторное упражнение выполняется через слишком продолжительное время, то, не говоря уже о больших затратах времени, возбудимость центральной нервной системы несколько снизится и условия для выполнения работы будут менее благоприятными.
   Следует учитывать, что многократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах приводит к кумуляции физико-химических сдвигов и неизбежному снижению работоспособности. Увеличить объем работы, выполняемой в оптимальных условиях, помогает планирование упражнений по сериям: 8-10X12,5 м; 6-8X25 м; 3-4X50 М. Продолжительность интервалов между сериями должна быть увеличена и составлять обычно от 2 до 4 мин. в зависимости от длины отрезков и интенсивности работы.

Методика развития специальной выносливости

   Уровень специальной выносливости пловца зависит от ряда взаимообусловленных факторов. Методика воздействия на них в большинстве случаев имеет специфический характер. Это прежде всего касается повышения возможностей различных путей энергообразования. Поэтому ниже нами будут в отдельности рассмотрены методы повышения как специальной выносливости в целом, так и изолированного совершенствования основных свойств пловца, в своей совокупности определяющих уровень развития  этого двигательного  качества.