Главная Физическая подготовка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 82 гостей онлайн


Специальная физическая подготовка - Повышение анаэробных возможностей

Индекс материала
Специальная физическая подготовка
Факторы, определяющие уровень специальной физической подготовленности пловца
Связь специальной физической подготовленности с другими сторонами подготовленности пловца
Тесты — составная часть подготовки пловца
Критерии подлинности тестов
Виды тестирования состояния пловца
Оценка скоростных возможностей
Показатели оценки возможностей
Оценка специальной выносливости
Анаэробная производительность
Аэробная производительность
Продуктивность дыхания
Эффективность использования скоростно-силовых возможностей
Основные методы тренировки и их варианты
Характер упражнений
Интенсивность работы
Продолжительность работы
Длительность интервалов отдыха
Планировании длительности отдыха
Характер интервалов отдыха
Количество повторений
Методика повышения скоростных возможностей
Повышение анаэробных возможностей
Повышение аэробных возможностей
Дистанционная тренировка
Эффективность дистанционного и интервального методов
Повышение экономичности работы и продуктивности дыхания
Методика целостного развития специальной выносливости

   Повышение анаэробных возможностей организма пловцов предполагает прежде всего совершенствование двух основных путей, энергообеспечения работы в анаэробных условиях:
1) повышение количества макрозрги-ческих соединений в мышцах (алактатные возможности) ;
2) увеличение возможностей гликолиза (лактат-ные возможности).
   Рационально построенная тренировка позволяет в значительной мере повысить уровень анаэробной производительности пловца. Под ее влиянием в мышцах увеличивается содержание креатинфосфата и гликогена, возрастает активность ферментов анаэробного обмена, активизируется интенсивность гликолиза. Максимальные величины общего кислородного долга у специально, тренированных спортсменов могут достигать 15—20: л, в то время как у нетренированных людей обычно не превышают 5—6 л.
   В наших исследованиях под влиянием напряженной тренировки в подготовительном и соревновательном периодах (3,5 месяца) величина общего кислородного долга у квалифицированных пловцов возросла на 17,71 ±5,14%.
Для повышения анаэробных возможностей обычно используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, приближенные к соревновательным. Основываясь на результатах, работ Н. И. Волкова и В. Н. Черемисинова, можно предложить следующую систематизацию упражнений, предназначенных для совершенствования анаэробных возможностей пловцов:

  1. Упражнения преимущественного воздействия на внутримышечные процессы анаэробного освобождения энергии (алактатные анаэробные возможности). Длина тренировочных отрезков 10—25 м, скорость проплывания— 95—100% от максимальной.
  2. Упражнения, преимущественно воздействующие на возможности гликолитической системы анаэробного образования энергии, а также способствующие улучшению тканевой адаптации в условиях больших величин кислородного долга. Длина отрезков — 25—100 м, скорость проплывания — 85—95% от максимальной.
  3. Упражнения, позволяющие параллельно воздействовать на анаэробные и аэробные процессы тканевого обмена. Длина дистанций — 100—400 м, скорость проплывания — 85—90% от максимальной.

   Планируя тренировку, направленную на совершенствование различных сторон анаэробной производительности, очень важно правильно определить продолжительность интервалов отдыха между отдельными упражнениями и количество повторений.
При применении упражнений, способствующих повышению алактатной производительности,  несмотря на кратковременность их выполнения, интервалы отдыха должны быть значительными и достаточными для устранения большей части образовавшегося алактатного отдыха. Так, например, продолжительность пауз между периодами проплывания 25-метровых отрезков может достигать 1,5—2 мин. Работу желательно выполнять сериями по 3—4 повторения в каждой. Между сериями планируют продолжительный (до 5—7 мин.) отдых. Потребность в таком отдыхе объясняется тем, что запасы макроэргических соединений в мышцах невелики и к 3—4-му повторению в значительной мере исчерпываются.
  Таким образом, методика повышения алактатной анаэробной производительности имеет много общего с методикой совершенствования скоростных возможностей. Поэтому работа, направленная на увеличение уровня алактатной производительности, способствует росту абсолютной скорости пловца, и. наоборот, при совершенствовании скоростных качеств повышаются запасы макроэргических соединений в мышцах.
   Применяя упражнения для повышения возможностей гликолиза, следует исходить из необходимости выполнения работы в условиях высоких величин кислородного долга. Решению этой задачи способствуют непродолжительные интервалы отдыха: 10—15 сек.— между 25-метровыми отрезками, 10—20 сек. — между 50-метровыми, 2.0 45 — между 100-метровыми. Продолжительность пауз между упражнениями может быть постоянной либо сокращаться по мере увеличения объема выполняемой работы. Если между повторениями планируются непродолжительные паузы (5—20 сек.), то работу целесообразно производить в постоянном режиме. Если же интервалы отдыха между первыми повторениями значительно выше, то по мере выполнения работы необходимо их сокращать, что позволяет поддерживать высокие величины кислородного долга. В противном случае работа будет стимулировать дыхательные процессы и затормаживать гликолиз.
Выполнение упражнений при повышении возможностей гликолитической системы может быть непрерывным и серийным. Хорошо тренированные пловцы могут проплывать в занятии до 49 пятидесятиметровых отрезков, до 20 — стометровых. Однако по мере увеличения объема выполняемой работы гликолитический путь ресин-теза АТФ постепенно сменяется аэробным и воздействие тренировочного режима приобретает комплексный характер. При серийном планировании упражнений (10— 12X25 м, 6—8X50 м, 4—6X100 м) со значительным интервалом отдыха между сериями этого не происходит и работа выполняется преимущественно за счет анаэробных поставщиков энергии.