Главная Физическая подготовка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 101 гостей онлайн


Специальная физическая подготовка - Эффективность дистанционного и интервального методов

Индекс материала
Специальная физическая подготовка
Факторы, определяющие уровень специальной физической подготовленности пловца
Связь специальной физической подготовленности с другими сторонами подготовленности пловца
Тесты — составная часть подготовки пловца
Критерии подлинности тестов
Виды тестирования состояния пловца
Оценка скоростных возможностей
Показатели оценки возможностей
Оценка специальной выносливости
Анаэробная производительность
Аэробная производительность
Продуктивность дыхания
Эффективность использования скоростно-силовых возможностей
Основные методы тренировки и их варианты
Характер упражнений
Интенсивность работы
Продолжительность работы
Длительность интервалов отдыха
Планировании длительности отдыха
Характер интервалов отдыха
Количество повторений
Методика повышения скоростных возможностей
Повышение анаэробных возможностей
Повышение аэробных возможностей
Дистанционная тренировка
Эффективность дистанционного и интервального методов
Повышение экономичности работы и продуктивности дыхания
Методика целостного развития специальной выносливости

  Заслуживает внимания мнение Т. Нетта, который считает, что на ранних этапах подготовки необходимо широко использовать дистанционный метод. На более поздних этапах следует включать в тренировку интервальный метод. Однако последний ввиду его сильного воздействия на организм предполагает наличие определенного фундамента, ранее заложенного дистанционным методом. В этом случае интервальная тренировка не только не вызывает   отрицательных   воздействий, но и оказывается более эффективным методом повышения различных сторон подготовленности пловца.
  В наших исследованиях выявлялась сравнительная эффективность дистанционного и интервального методов при их применении в конце первого и в начале второго этапов подготовительного периода. К началу экспериментальной тренировки, которая продолжалась 36 дней, пловцы (48 человек, квалификация — 1 спортивный разряд—мастера спорта, возраст — 17—20 лет) обладали достаточно высоким уровнем аэробной производительности, обеспеченным широким применением дистанционного плавания на первом этапе подготовительного периода. В процессе экспериментальной тренировки первая группа (16 мужчин и 9 женщин) тренировалась, используя интервальный метод, а вторая (14 мужчин и 9 женщин) — дистанционный. Общая схема тренировки (планирование микроциклов, количество упражнений, направленных на развитие других свойств и качеств, и т. п.) была одинаковой для испытуемых обеих групп.
  Результаты исследования позволили выявить высокую эффективность интервального и дистанционного методов для повышения выносливости при работе аэробного характера. Об этом убедительно свидетельствуют данные функциональных проб, а также результаты ряда других показателей.
  На возросший функциональный уровень систем кровообращения и дыхания указывают данные, полученные с помощью инструментальных методов. У испытуемых, использовавших как дистанционный, так и интервальный методы тренировки, изменения фазовой структуры деятельности сердца сводились к абсолютному и относительному уменьшению всех фаз систолы с одновременным увеличением диастолы. Увеличился внутриси-столический показатель, уменьшился индекс напряжения миокарда. Экспериментальная тренировка повлекла за собой достаточно выраженное изменение показателей, характеризующих функцию дыхания: у испытуемых обеих групп повысился уровень максимальной вентиляции легких, максимального потребления кислорода, увеличилось отношение общего кислородного запроса к кислородному долгу, возросли величины кислородного пульса.
  Положительные изменения, свидетельствующие о возросшем уровне аэробной производительности, характерны для пловцов обеих групп. Это позволяет прийти к заключению, что с точки зрения развития аэробных возможностей пловцов ни один из исследованных методов тренировки (дистанционный и интервальный) не имеет достаточно выраженного преимущества.
  Сравнивая влияние тренировки с использованием интервального и дистанционного методов на другие стороны специальной подготовленности спортсменов, в частности, на уровень скоростных возможностей и выносливости, определяемой прежде всего эффективностью анаэробных механизмов обеспечения работы, мы обнаруживаем существенные различия. Так, если у испытуемых, применявших в тренировке интервальное плавание, уровень скоростных возможностей имеет достаточно выраженную тенденцию к повышению, то в группе, где пользовались дистанционным плаванием, скоростные возможности несколько, хотя и статистически несущественно, снизились. Значительно различается влияние интервального и дистанционного методов на уровень специальной выносливости, а также выносливости при работе анаэробного характера и психологической устойчивости спортсмена в условиях накопления продуктов распада.
   Вместе с тем следует отметить, что на эффективности использования различных методов тренировки отражаются степень подготовленности спортсменов и их индивидуальные особенности (качество освоения техники плавания, степень адаптации к интенсивной работе в воде, психологические особенности т. п.). Зарегистрирован ряд случаев, когда при тренировке с использованием дистанционного метода у отдельных испытуемых скоростные возможности не только не понижались, по и возрастали, а также случаи, когда у испытуемых заметно повышался уровень выносливости при работе анаэробного характера. Весьма вероятно, что эти явления объясняются совершенствованием двигательного навыка, устранением излишних напряжений и более рациональным использованием затрачиваемой энергии. Иначе говоря, здесь мы имеем дело не столько с повышением функциональных возможностей пловцов, сколько с совершенствованием навыков, обеспечивающих более полное, эффективное использование этих возможностей. Особо следует отметить целесообразность дистанционного плавания в тех случаях, когда требуется выполнение значительного объема работы: по нашим данным, суммарный объем работы, которую спортсмен может выполнить в уроке с большой нагрузкой при использовании дистанционного метода, на 30—40% больше, чем при тренировке интервальным методом.
  Таким образом, многочисленные литературные данные, а также результаты наших исследований позволяют на первом этапе подготовительного периода рекомендовать применение дистанционного метода. По мере роста тренированности, в конце первого и на втором этапе подготовительного периода, целесообразно постепенно увеличивать долю средств, применяемых в режимах интервального метода. Такой подход дает возможность предъявлять к организму пловца постоянно возрастающие требования и благоприятно сказывается на других свойствах и качествах, определяющих уровень спортивных достижений.