Главная Физическая подготовка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 90 гостей онлайн


Специальная физическая подготовка - Методика целостного развития специальной выносливости

Индекс материала
Специальная физическая подготовка
Факторы, определяющие уровень специальной физической подготовленности пловца
Связь специальной физической подготовленности с другими сторонами подготовленности пловца
Тесты — составная часть подготовки пловца
Критерии подлинности тестов
Виды тестирования состояния пловца
Оценка скоростных возможностей
Показатели оценки возможностей
Оценка специальной выносливости
Анаэробная производительность
Аэробная производительность
Продуктивность дыхания
Эффективность использования скоростно-силовых возможностей
Основные методы тренировки и их варианты
Характер упражнений
Интенсивность работы
Продолжительность работы
Длительность интервалов отдыха
Планировании длительности отдыха
Характер интервалов отдыха
Количество повторений
Методика повышения скоростных возможностей
Повышение анаэробных возможностей
Повышение аэробных возможностей
Дистанционная тренировка
Эффективность дистанционного и интервального методов
Повышение экономичности работы и продуктивности дыхания
Методика целостного развития специальной выносливости

  На ранних этапах подготовки спортсмен еще не в состоянии проплыть всю соревновательную дистанцию с запланированной скоростью. Однако выполнение большого объема работы на такой скорости необходимо, так как это способствует становлению соревновательной техники, повышению экономичности, выработке рациональной координации двигательных и вегетативных функций, совершенствованию психологических качеств, т. е. становлению всего комплекса свойств и способностей организма, без которого невозможно достижение высоких результатов. Для создания этих специфических условий широко используются различные варианты интервального и дистанционного методов, позволяющие выполнять работу с интенсивностью, близкой к планируемой соревновательной.
  Коротко остановимся на важнейших требованиях, предъявляемых к отдельным компонентам нагрузки. Главными тренировочными средствами являются скоростные упражнения — проплывание основным способом в полной координации движений. В значительно меньшей мере используется плавание с помощью одних ног и одних рук.
   Интенсивность работы планируется так, чтобы скорость плавания была близкой к заданной соревновательной. Широко применяется проплывание отрезков со скоростью, несколько превышающей планируемую соревновательную. В случаях, когда используется плавание с помощью одних рук или одних ног, темп работы должен быть таким же, как при плавании с планируемой соревновательной скоростью, или даже превышать его.
   Так, наиболее популярными упражнениями для пловцов, готовящихся к выступлению на 100- или 200-метровых дистанциях, являются отрезки протяженностью 25, 50 и 75 м, дистанции 100 и 200 м; на 400-метровой — 50, 100, 200, 400 .«; на 150-метровой —50, 100, 200, 400, 800 м.
   Продолжительность пауз должна быть невелика, как правило, обеспечивая выполнение последующего упражнения на фоне утомления после предыдущего. Однако следует учитывать, что интервал времени, в течение которого можно выполнить очередное упражнение в условиях утомления, весьма велик (например, после проплывания 50-метрового отрезка с максимальной интенсивностью работоспособность остается пониженной примерно в течение 1,5—2 мин.). Поэтому при планировании продолжительности пауз учитывают квалификацию и степень тренированности пловца, следя за тем, чтобы нагрузка, с одной стороны, предъявляла к организму пловца требования, способные оказать тренирующее воздействие, а с другой — не была чрезмерной и в силу этого не оказывала бы неблагоприятное воздействие на организм. Так, например, для хорошо тренированных мастеров спорта будет доступным выполнение программы типа 4Х(10X50 м) с отдыхом между отрезками 15 сек., а между сериями — 1—2 мин. В то же время для пловцов второго разряда аналогичное тренирующее воздействие может оказать программа 2Х(6Х50 м) с отдыхом между отрезками 45 сек., а между сериями— 3 мин.
   Когда в качестве тренировочных упражнений применяется проплывание длительных отрезков или дистанций (100—200 м для спринтеров. 200—400 м — для средневиков, 800—1000 м—для стайеров), паузы между отдельными повторениями могут быть продолжительными, так как в этом случае основное тренирующее воздействие оказывают сдвиги, происходящие во время выполнения каждого отдельного упражнения, а не являющиеся результатом кумуляции комплекса упражнений.
   Если паузы между упражнениями непродолжительны, их не следует заполнять дополнительной   деятельностью, отдых должен быть пассивным. Длительные интервалы могут заполняться малоинтенсивным плаванием.
   Количество отдельных упражнений зависит от их характера, объема нагрузки в занятии, квалификации и тренированности пловцов, методики построения программы занятия и т. д. Таким образом, планируя объем работы, направленной на повышение уровня специальной выносливости, исходят из конкретной ситуации. При прочих равных условиях количество упражнений может быть увеличено за счет их серийного выполнения, а также за счет разнообразия тренировочной программы.