Главная Физическая подготовка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 85 гостей онлайн


Специальная физическая подготовка - Критерии подлинности тестов

Индекс материала
Специальная физическая подготовка
Факторы, определяющие уровень специальной физической подготовленности пловца
Связь специальной физической подготовленности с другими сторонами подготовленности пловца
Тесты — составная часть подготовки пловца
Критерии подлинности тестов
Виды тестирования состояния пловца
Оценка скоростных возможностей
Показатели оценки возможностей
Оценка специальной выносливости
Анаэробная производительность
Аэробная производительность
Продуктивность дыхания
Эффективность использования скоростно-силовых возможностей
Основные методы тренировки и их варианты
Характер упражнений
Интенсивность работы
Продолжительность работы
Длительность интервалов отдыха
Планировании длительности отдыха
Характер интервалов отдыха
Количество повторений
Методика повышения скоростных возможностей
Повышение анаэробных возможностей
Повышение аэробных возможностей
Дистанционная тренировка
Эффективность дистанционного и интервального методов
Повышение экономичности работы и продуктивности дыхания
Методика целостного развития специальной выносливости


   При подборе тестов нужно исходить из того, что один тест должен оценивать, по возможности точно и надежно, только одно определенное качество. Это требует сведения до минимума влияния всех других причин, способных исказить полученный результат. Если эти условия соблюдены, тест считается подлинным. Оценка подлинности осуществляется с помощью ряда критериев. Важнейшими из них являются: действительность (информативность), надежность и объективность.
   Действительность теста характеризует, насколько точно он .соответствует оцениваемому качеству или свойству.
Основным вопросом в определении действительности теста является выбор критерия для оценки. Существуют два основных пути подбора тестов. Один из них предполагает их выбор на основе знания факторов, определяющих степень развития интересующего качества. К сожалению, такой подход может быть использован далеко не всегда, так как свойства и механизмы, которыми обусловлено проявление различных качеств и способностей, еще недостаточно изучены. Другой подход основан на нахождении связей между тестом и критерием. В случае, если связь между каким-либо показателем и критерием является постоянной и достаточно тесной, имеются основания рассматривать этот показатель в качестве информативного теста.
   Важное значение для оценки действительности теста имеет также степень согласованности полученных результатов с его критерием. Общепринятым показателем здесь служит коэффициент корреляции (г). Значения г, превышающие 0,80, являются отличными; значения г в пределах 0,70—0,79 — удовлетворительными; значения г в пределах 0,60—0,69 хотя и не свидетельствуют о наличии сильной связи между показателями, могут быть еще признаны достаточными для выявления действительности теста.
   Следующим важнейшим критерием, отражающим качество теста, является его надежность. Она определяется стабильностью результатов, получаемых при его использовании.
   Известно, что при повторной регистрации показатели отдельных тестов не остаются абсолютно неизмененными. Так, например, если при проплывании 50-метрового отрезка с максимальной скоростью был зарегистрирован результат 26,5 сек., то при повторении в тех же внешних условиях результат может оказаться либо лучшим, либо худшим и лежать,- допустим, в пределах 26,0—27,0 сек. Объясняются эти изменения наличием так называемых случайных ошибок, которые практически не поддаются учету. К ним в нашем примере могут быть отнесены постоянно меняющееся функциональное состояние пловца, более или менее удачное выполнение какого-либо технического приема (например, толчка от поворотного щита), неточность действий тренера, погрешности измерительной аппаратуры и т. д. Например, для медицинской и физиологической аппаратуры, в том числе и наиболее точной, допускаются весьма значительные колебания регистрируемых показателей. Эти колебания зависят от таких сложноучитываемых причин, как напряжение в электрической сети, температура и влажность воздуха, атмосферное давление, продолжительность работы прибора и т. п.
   Оценку приемлемости тестов, по данным вариабельности показателей при различных измерениях, позволяет дать теория надежности тестов. Согласно этой теории, статистическая надежность тестов определяется соотношением между «внутрииндивидуальной» и «межиндивидуальной» изменчивостью. Надежность теста тем выше, чем больше разница между показателями, полученными у различных пловцов, и чем теснее располагаются результаты, зарегистрированные в относительно постоянных условиях, у одного и того же пловца.
   Наиболее распространенным методом оценки надежности и постоянства результатов является метод повторного тестирования. Для этого у группы пловцов дважды, примерно в одинаковых условиях, регистрируются результаты в конкретном тесте. Затем определяется степень связи (коэффициент корреляции) между данными первого и второго обследований.
При выборе тестов для использования в спортивной практике следует признать допустимыми для оценки надежности такие границы в величинах коэффициента корреляции: 0,90—0,99 — отличная надежность; 0,80— 0,89 — хорошая; 0,70—0,79 — удовлетворительная; 0,60—0,69 — плохая.
Следующим показателем, позволяющим судить о подлинности теста, является его объективность, под которой подразумевается независимость получаемых результатов от индивидуальных качеств лиц, производящих обследование, и точности применяемой аппаратуры.
   Для оценки критерия объективности теста используется коэффициент корреляции между результатами, зарегистрированными различными лицами. Значения коэффициента корреляции, превышающие 0,80, считаются хорошими и отличными, а значения, лежащие в диапазоне 0,70—0,79, — удовлетворительными.
   Весьма существенным условием, определяющим выбор теста, является его экономичность. Необходимо, во-первых, чтобы он не требовал сложной дорогостоящей аппаратуры, а во-вторых — не занимал много времени для проведения обследования. Это открывает широкие возможности для использования теста как в спортивной практике, так и при научных исследованиях. Однако нельзя стремиться к повышению экономичности теста в ущерб его основным критериям: действительности, надежности и объективности.