Главная Художественная гимнастика

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 33 гостей онлайн


Художественная гимнастика - Основной раздел

Индекс материала
Художественная гимнастика
Классификация упражнений художественной гимнастики
Особенности упражнений
Краткая характеристика упражнений, подготовительный раздел
Основной раздел
Методические особенности художественной гимнастики
Использование музыки в художественной гимнастике
Связь упражнений с содержанием музыки
Связь упражнений с мелодией, с ритмом и с музыкальной динамикой
Связь упражнений с построением музыкальных произведений
Связь движений с характером музыки
Методические указания к подбору музыки для урока

   Упражнения этого раздела составляют основное содержание технической подготовки занимающихся. В процессе овладения ими совершенствуются также и двигательные качества, без чего нельзя добиться высоких спортивных результатов в художественной гимнастике.

   В группу А входят основные упражнения художественной гимнастики, в группу Б — упражнения, развивающие умение выполнять основные упражнения в связи с музыкой и придавать им различный характер, в группу В — различные комбинации упражнений.

Группа А
   Пружинные движения, характеризующиеся одновременным сгибанием суставов и последующим их разгибанием, выполняются равномерно и упруго (как бы преодолевая сопротивление). Они развивают силу и умение выполнять упражнения слитно и непрерывно.
    Волна — сложное целостное упражнение, в котором последовательно выполняются разгибание и сгибание суставов. «Гребень» волны последовательно, с одной и той же скоростью переходит снизу вверх с одного звена тела на другое. При этом одновременно происходит разгибание в низлежащем и увеличение сгибания в следующем звене.
    Такие упражнения развивают умение избирательно напрягать и расслаблять мышцы, произвольно регулировать степень мышечных усилий, выполнять движения мягко, слитно, непрерывно.
   Взмах — сложное целостное упражнение, начинающееся энергичным толчком и продолжающееся по инерции в других звеньях тела. Конечное положение фиксируется или части тела, заканчивающие взмах, расслабляются.
   При взмахе последовательность движений такая же, как и при волне, но скорость неравномерная (максимальная вначале и затухающая к концу). Помимо того, контрастнее степень напряжения и расслабления. Для правильного выполнения взмаха нужно уметь быстро и "избирательно напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, сохранять равновесие и обладать  хорошей гибкостью.
   Ходьба и бег в художественной гимнастике служат преимущественно для развития мышц ног. Специальные их формы благодаря разнообразной структуре и выделению в каждой из них отдельных компонентов шага (его длина, сила толчка, скорость переката стопы, величина вертикальных колебаний, способ опоры и др.) способствуют овладению различным характером движений и основными элементами техники ходьбы и бега.
   Прыжки в художественной гимнастике характеризуются сильным толчком, точным положением всех частей тела гимнастки в полете при каждом прыжке и относительно большой продолжительностью полетной фазы. Они усложняются изменениями положений различных звеньев тела в безопорном положении, поворотами и способами приземления.
Равновесия делятся на статические (на месте) и динамические (в движении). Они выполняются в различных стойках, с изменяющимися положениями туловища, рук, ног и свободной ноги. Равновесия чаще всегда выполняются после шага, бега или поворота.
   Повороты выполняются на носках, на одной ноге и прыжком. В сложных поворотах, существенно усложняющих как отдельные упражнения, так и их комбинации, тело принимает различные положения. Повороты оказывают положительное влияние на органы равновесия.
   Элементы народного танца используются в художественной гимнастике для развития особой координации движений, свободы, непринужденности и эмоциональности исполнения упражнений. В занятиях применяются элементы танцев народов СССР, а также таких широко распространенных танцев, как галоп, полька, мазурка, вальс и др. Изучаемые элементы должны выполняться в соответствии с характером и стилевыми особенностями каждого танца.
  Упражнения с предметами служат средством для овладения специальной координацией движений (весом, инерцией перемещаемых предметов) и тонким мышечным чувством. С их помощью совершенствуются функции двигательного, кожного и зрительного анализаторов, а также пространственные представления.
Предметы, применяемые в художественной гимнастике (мячи, скакалка, обруч, лента, булавы, вымпелы, шарф), различны по форме, весу, фактуре материала и распределению массы. В зависимости от этих различий определяются характер движений и техника упражнений с каждым из них. Движения предмета должны сочетаться с целостными движениями тела.

Группа Б
Специальные упражнения на согласование движений с музыкой направлены на обучение гимнасток умению выполнять упражнения в соответствии с содержанием и формой музыкального произведения, а также придавать движениям разнообразную эмоциональную окраску.
   Одни упражнения помогают занимающимся научиться изменять скорость и темп своих движений, другие — овладеть умением выполнять движения различной продолжительности. При циклической повторяемости «долгих» и «коротких» движений создается определенная ритмическая последовательность, и благодаря этому совершенствуется способность распределять движения во времени. Согласуя свои движения с музыкальной динамикой, гимнастки выполняют их с различной степенью напряжения.
Игры под музыку — особый раздел подвижных игр, в которых действия занимающихся согласуются с музыкой. Эмоциональность музыки, ее мелодическое разнообразие, изменение темпа, метроритма, силы звучания определяют игровые ситуации. При этом воспитывается внимание, музыкальная восприимчивость и музыкальный слух.

Группа В
Комбинации упражнений без предметов и с предметами представляют собой композиции из основных упражнений художественной гимнастики, составляемые с учетом   формы, содержания и средств выразительности музыкального произведения. Комбинации могут быть короткими (учебные), состоящими из одной или нескольких групп упражнений, и соревновательными (классификационными), продолжительностью до 3—4 мин. Соревновательные комбинации, состоящие из основных упражнений художественной гимнастики, могут быть командными и индивидуальными. При выполнении командных упражнений необходима высокая согласованность действий всей команды, что в значительной мере определяет выбор упражнений и их композицию.