Главная Художественная гимнастика

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 28 гостей онлайн


Художественная гимнастика - Связь упражнений с содержанием музыки

Индекс материала
Художественная гимнастика
Классификация упражнений художественной гимнастики
Особенности упражнений
Краткая характеристика упражнений, подготовительный раздел
Основной раздел
Методические особенности художественной гимнастики
Использование музыки в художественной гимнастике
Связь упражнений с содержанием музыки
Связь упражнений с мелодией, с ритмом и с музыкальной динамикой
Связь упражнений с построением музыкальных произведений
Связь движений с характером музыки
Методические указания к подбору музыки для урока

   Содержание некоторых музыкальных произведений связано с событиями и образами, навеянными литературными произведениями (симфоническая увертюра П. Чайковского «Ромео и Джульетта») или историческими событиями (Седьмая симфония Д. Шостаковича, посвященная Ленинграду в дни блокады). В других случаях композиторы ограничиваются подзаголовками, определяющими их замысел (например, «Богатырские ворота», «Рынок» и др. из «Картинок с выставки» М. Мусоргского). Такие произведения называются программными. В операх имеется литературный текст, конкретизирующий их содержание, в балетах — либретто. Содержание песен и романсов раскрывается в тексте.
   Однако не каждое музыкальное произведение имеет конкретную программу. Такие названия музыкальных пьес, как «Прелюдия», «этюд» «Рондо», «Вальс», «Скерцо», сами по себе не раскрывают содержания произведений. Об их содержании можно судить по впечатлению, оставляемому произведением в целом, по мелодии, оттенкам звучания, темпу, построению. К тому же в нотном тексте композитор обычно дает указания, касающиеся исполнения всего произведения или его частей: «задушевно», «энергично, с огнем», «весело» и др., что также помогает понять его замысел.
   С первых занятий следует учить гимнасток понимать содержание музыки. Однако это дается не сразу. Ходьбу строевым шагом или на носках гимнастки выполняют под музыку. Используя в этом случае «Спортивный марш» И. Дунаевского из кинофильма «Вратарь», преподаватель напоминает текст песни. Чтобы отразить патриотический и жизнерадостный ее характер, занимающиеся должны идти четким строевым шагом, с хорошей осанкой, стараясь движениями выразить суть музыки и текста песни.
   Такие двигательные задания помогают лучше понять музыку и выразить ее в движении. Занимающимся полезно понаблюдать за исполнением товарищей и решать, кто наиболее точно и музыкально выполнил задание, в чем это проявляется, какие были недостатки.
   Понять музыку помогает сопоставление разных музыкальных произведений. После разбора одного из них, подходящего для данного упражнения, занимающимся предлагается прослушать другое произведение и определить, подойдет ли оно для данного задания. Например, исполняется марш из оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Преподаватель, задавая наводящие вопросы, помогает гимнасткам анализировать прослушанный марш.
   Он спрашивает, чувствуется ли в музыке нужная для строевой ходьбы твердость, подтянутость, уверенность, обращает внимание занимающихся на шутливый характер мелодии, подчеркнутую прерывистость звучания. Тренер поясняет, что, подобно всей опере «Любовь к трем апельсинам», этот марш проникнут духом пародийности и по характеру не соответствует строевой ходьбе.
   Объяснив особенности техники ходьбы острым шагом, преподаватель спрашивает занимающихся, подойдет ли для этого задания один из двух разобранных маршей. По-видимому, «Спортивный марш» И. Дунаевского будет сразу отвергнут. Сомнения могут возникнуть по поводу марша из оперы «Любовь к трем апельсинам». Преподаватель поясняет, что острота в нем есть, но ходьба острым шагом требует подтянутости, строгости линий и поэтому марш С. Прокофьева тоже не подходит. Этой форме шага соответствует, например, «Танец ласточки» из балета «Доктор Айболит» И. Морозова.
   На последующих занятиях, в связи с новыми двигательными задачами, следует разобрать пьесы, различные по характеру и содержанию. При разборе обращать внимание на соответствие музыкальной пьесы данной задаче. Например, при изучении плавных, мягких движений прослушивают произведение П. Чайковского «Сладкая греза». Преподаватель обращает внимание гимнасток на поэтичность, напевность этой музыки, на указание П. Чайковского исполнять ее «с большим чувством». Подобные пояснения помогают занимающимся выполнять упражнения с нужной окраской и характером движений — певуче, мягко, плавно.
   Примерное упражнение на музыку П. Чайковского «Сладкая греза»:
И. п. — основная стойка.
1-й такт. Небольшой шаг правой в сторону, левую на носок, правую руку в сторону-книзу, смотреть на руку.
2-й такт. Волна правой рукой.
3-й такт. Встать на левую, правую на носок, левую руку в сторону, смотреть на левую руку. 4-й такт. Волна левой рукой.
5-й такт. Шаг правой вперед, левую сзади на носок, руки вперед-кверху (ладонями книзу).
6-й такт. Волна руками, прогнуться.
7—8-й такты. Встать на левую, приставить правую, руки вниз. 9—12-й такты. Повторить такты 1—4.
13—14-й такты. Четыре шага с правой вперед, встать на левую, правую назад на носок (на акцент в 14-м такте), дугами книзу руки вверх-наружу (подчеркнуть акцепт вытягиванием рук). Движения руками и шаги исполнять плавно. Для сравнения с этой пьесой исполняется этюд А. Скрябина, сходный по формальным признакам, но контрастный. И. п. — здесь и далее — исходное положение.
15—16-й такты. Четыре шага назад с правой, приставить правую, руки вниз по содержанию. Музыкальный размер этого произведения,  как и предыдущего, 3/4, примерно тот же темп, такая же длина музыкальных фраз, но этюд глубоко драматичен. Выполнять под него то же задание, что и под музыку  П. Чайковского, нельзя.
   Для энергичного, сильного движения, например «высокого бега», можно использовать «Кавалерийскую» Д. Кабалевского. Необходимо обратить внимание гимнасток на стремительность и энергию, выраженные этой музыкой, на ее название, которое ассоциируется с характером высокого бега и помогает его усвоению.
   Программа, подзаголовок, текст облегчают понимание музыки, поэтому на первых порах следует использовать именно такие произведения.
   В дальнейшем для более сложных упражнений необходимо подходить к выбору музыки особенно внимательно. Музыкальные произведения, связанные со сложными переживаниями, содержащие образы, требующие искусства перевоплощения или глубоких раздумий, для упражнений не подходят.
   При разборе произведений, не имеющих конкретной программы, важно и общее впечатление, их эмоциональное воздействие. Название «прелюд» еще не раскрывает содержания музыки и требует разбора, в каждом отдельном случае. Полезно сравнить несколько произведений с одинаковым названием.
    Занимающиеся слушают прелюдию Ф. Шопена, соч. 28, № 20 и прелюдию С. Прокофьева, соч. 12, № 7. Не определяя конкретного задания, преподаватель предлагает им выбрать ту, содержание которой больше соответствует средствам гимнастики. После опроса занимающихся преподаватель обобщает их мнения: прелюдия Ф. Шопена вызывает мрачные представления и поэтому не подходит. В то же время светлую и спокойную музыку С. Прокофьева  вполне можно использовать для упражнения.
    Возьмем другой пример: «Радостный вальс» С. Туликова и вальс А. Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» различны по своему содержанию. Последний связан с глубоким конфликтом драмы в целом. Вальс же С. Туликова отвечает своему названию и вполне подходит для упражнений.
   При разборе музыкальных произведений полезно ознакомить занимающихся с условиями, в которых создавалось данное произведение, с замыслом композитора.