Главная Художественная гимнастика

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 35 гостей онлайн


Художественная гимнастика - Связь упражнений с мелодией, с ритмом и с музыкальной динамикой

Индекс материала
Художественная гимнастика
Классификация упражнений художественной гимнастики
Особенности упражнений
Краткая характеристика упражнений, подготовительный раздел
Основной раздел
Методические особенности художественной гимнастики
Использование музыки в художественной гимнастике
Связь упражнений с содержанием музыки
Связь упражнений с мелодией, с ритмом и с музыкальной динамикой
Связь упражнений с построением музыкальных произведений
Связь движений с характером музыки
Методические указания к подбору музыки для урока

   Для правильного согласования движений со средствами музыкальной выразительности необходимо систематически развивать музыкальный слух, знать средства музыкальной выразительности, уметь их различать. Лишь при этом условии гимнастки могут сопоставлять их со своими мышечными ощущениями. Увеличивая напряжение мышц на громкое звучание (f), уменьшая на тихое (р), ускоряя и замедляя движения соответственно темпу музыки, гимнастки приобретают умение тонко регулировать силу и скорость своих движений. В результате у них формируются условнорефлекторные связи между музыкой и движением, что помогает его совершенствовать.
   Выделяя отдельные средства музыкальной выразительности, необходимо учитывать весь комплекс их, передающий содержание произведения в целом. Например, давая задания на изменение силы движений, надо подбирать такую музыку, в которой средствами музыкальной выразительности создается нужная для занятий положительная эмоциональная основа. При этом важное значение придается изменениям динамики. Так, в вальсе Шуберта (соч. 27, № 13) очень ясно выражено изменение динамики и в «Прелюдии» Шопена тоже, но мрачному прелюду Шопена следует предпочесть энергичный и жизнерадостный вальс Шуберта.
   При обучении движениям, согласованным со средствами музыкальной выразительности, трудно рекомендовать определенную последовательность. Однако следует помнить, что все они — темп, метр, ритм, динамика, тембр — объединяются мелодией.

 Связь упражнений с мелодией

   Мелодия составляет основу музыки, и в ней в первую очередь выражен замысел композитора. Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определенном соотношении по высоте, имеющих определенный темп и ритм.
   Мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, гимнастка может повторить его и без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию можно быстро восстановить (на основе сформировавшихся условнорефлекторных связей между движением и музыкой) последовательность движений. Мелодия как бы подсказывает характер движения, форму и последовательность элементов.
   Рисунок мелодии зависит от расстояния между соседними звуками разной высоты (интервалов). Звуки, расположенные на близком расстоянии один от другого, создают впечатление плавного движения мелодии, звуки далекие (скачками) — более резкого, неожиданного.
   Под русскую народную песню «Ходила младешенька по борочку» можно выполнить следующее задание:
И. п.— правая рука вперед ладонью книзу.
1—2-й такты. Дважды незначительно поднимать и опускать руку под один и тот же звук (4 раза).
3-й такт. Слегка опустить руку.
4-й такт. 1-й счет — руку вперед-книзу. 2-й счет — слегка поднять руку и далее отмечать восходящие звуки движением руки вверх, нисходящие — движением вниз. Передавая рисунок этой плавной мелодии движениями, гимнастки лучше ее воспринимают.

 Связь упражнений с ритмом музыки

   Звучание мелодии связано с продолжительностью звуков, которые ее образуют. Эта продолжительность определяется не абсолютной мерой времени, а длительностью других звуков данного произведения. Самая длинная нота — «целая», остальные ноты — ее «доли»: половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т. д.

 Связь упражнений с музыкальной динамикой

   Музыкальная динамика — разная степень громкого и тихого звучания, их постепенная и внезапная смена. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: forte (форте) — громко; piano (пиано)—тихо, а также изменения их: crescendo — усиливая; diminuendo (диминуендо)—затихая.
   Занимающиеся слушают произведения с ярко выраженными динамическими оттенками, определяют, называют их и после этого выполняют задания на связь движений с музыкальной динамикой.
Примерное упражнение:
И. п. — стойка на носках, руки в стороны.
1-й такт (форте). Шагом левой, махом правой прыжок шагом, левую руку вперед, правую в сторону.
2-й такт (форте). Шагом левой скачок, руки вниз и левую вперед, правую в сторону (сильно).
3-й такт (форте). Шагом правой скачок, поменять положение рук (сильно).
4-й такт (форте). Приставить левую к правой в стойку на носках, правую руку вниз и в сторону, прогнуться (сильно).
5—8-й такты (пиано). С поворотом налево кругом шагом левой назад четыре легких скачка назад, руки в стороны книзу (мягко).
   В этом упражнении сильные движения, выполняемые по большой амплитуде, соответствуют звучанию форте, легкие (по малой амплитуде) — звучанию пиано.