Главная Художественная гимнастика

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 25 гостей онлайн


Художественная гимнастика - Связь упражнений с построением музыкальных произведений

Индекс материала
Художественная гимнастика
Классификация упражнений художественной гимнастики
Особенности упражнений
Краткая характеристика упражнений, подготовительный раздел
Основной раздел
Методические особенности художественной гимнастики
Использование музыки в художественной гимнастике
Связь упражнений с содержанием музыки
Связь упражнений с мелодией, с ритмом и с музыкальной динамикой
Связь упражнений с построением музыкальных произведений
Связь движений с характером музыки
Методические указания к подбору музыки для урока

   Содержание музыкального произведения всегда связано с определенной формой. В широком понимании форма — это совокупность средств музыки, с помощью которых выражается ее идейно-эмоциональное содержание. В более узком понимании музыкальная форма — композиционное построение, соотношение частей произведения. Эти связанные между собой части (периоды), в свою очередь,
подразделяются на предложения, фразы, мотивы. Как части, так и более мелкие подразделения в музыке отделяются друг от друга цезурами.
   Простейшие музыкальные композиции бывают одно-, двух- и трехчастными и укладываются в сравнительно простые схемы. Но даже простейшее одночастное построение представляет соединение двух предложений. Они обычно одинаковы или схожи по мелодической основе, но заканчиваются различно: первое из них звучит не вполне  завершенно   (вопросительно), второе, напротив,
вполне законченно.
   Даже в небольших произведениях, в основном укладывающихся в схему, встречаются отклонения. Они проявляются в расширении или повторении частей или предложений, в добавлении вступления и концовки (кода). Сочинения крупной формы всегда состоят из нескольких частей, каждая из которых может делиться на 2,3 и более простые построения; иногда симметричность их нарушается.
   Для гимнастических упражнений в основном используются сочинения малой формы, сравнительно простые по схеме построения. Произведения большой формы—многочастные, со сложным построением — трудно сочетать с движениями. Кроме того, они продолжительнее, чем обычные учебные и классификационные упражнения. Сокращения же (купюры), как правило, искажают форму и содержание музыкального произведения.
На простейшем примере одночастного музыкального произведения проследим, как его композиция влияет на построение упражнения.
Шуберт, «Танец».
Примерное упражнение
И.п. — основная стойка, лицом к центру круга. 1-й такт. Шагом правой скачок, правую руку вперед, левую в сторону.
2-й такт. Повторить такт 1 с другой ноги. 3-й такт. Повторить такт 1.
4-й такт. Выпад правой, левую назад на носок, левую руку вперед правую в сторону.
5-7-й такты. С поворотом налево кругом повторить такты l — 3 начать с левой, двигаться от центра.
8-й такт. Поворот скрестно на носках налево на 270° (правым плечом к центру). Руки вниз и в стороны.
9-й такт. Шагом правой скачок, правую руку вниз и вперед, левую в сторону.
10-й такт. Приставной шаг с левой.
11—12-й такты. Повторить такты 9—10 с другой ноги (с усилением).
13-й такт. Шагом правой открытый прыжок прогнувшись, левую руку вниз и вперед-кверху, правую в сторону.
14-й такт. Приставить левую в стойку на носках, руки вниз и в стороны.
15—16-й такты. Поворот скрестно налево на 270°, круг руками книзу в лицевой плоскости, закончить лицом к центру и принять и. п.
   Аналогия построения упражнения и данного музыкального произведения заключается в следующем. Движения в конце первого предложения и в конце всего периода (части) заканчиваются по-разному. Поза, совпадающая с первым предложением (стойка на носках, руки в стороны), не вполне устойчива, менее законченна, чем поза в конце периода (основная стойка, руки опущены вниз), которая создает впечатление завершения упражнения.
   Фразы хотя и отражены в движении, но имеют, как и в музыке, менее самостоятельное значение, чем предложения: первая фраза заканчивается небольшим выпадом (короткой остановкой), после которого снова следуют прыжки, повторяющие первую фразу.
   В целом соответствие между построением упражнения и  музыкального произведения достигается соразмерностью частей. При составлении упражнения необходимо следить за общностью границ (фраз, предложений, периодов), их одинаковой длительностью. Это придает упражнению логичность, организованность, строгость, тесно связывает его с музыкой. Такая связь, в свою очередь, помогает гимнасткам лучше понять музыкальное произведение.