Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 50 гостей онлайн


Основы тренировки - Контрольный метод.

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   Разобранные тренировочные режимы, по существу, играют роль подводящих упражнений. В них варьируются: продолжительность, интенсивность, характер, величина интервалов отдыха и общий объем нагрузки. Эти упражнения по-разному воздействуют на спортсмена и помогают исправить ему недостатки в подготовке.
   Однако, сколько бы пловец ни применял подводящих упражнений, ему трудно добиться успеха на соревнованиях, если он на тренировках не освоит до конца режим преодоления основной дистанции в целом.
   Поэтому контрольный метод сводится к планированию системы стартов спортсмена на основной дистанции как в условиях тренировочных занятий, так и в различных подводящих соревнованиях.
   В начале сезона такие старты полезны для определения слабых сторон подготовленности пловца. В частности, очень хорошо ориентируют тренера сведения о величинах максимального потребления кислорода и кислородного долга, о соотношении аэробной и анаэробной работоспособности спортсмена, которые, по данным Е. А. Ширковца, характеризуются следующими цифрами.
Зная величины максимального потребления кислорода и кислородного долга, а также соотношение аэробной и анаэробной производительности каждого пловца, тренер сумеет точнее избрать главное направление в подготовке спортсмена, квалифицированнее определить режим планируемых упражнений.
   Позже контрольные старты позволят пловцу найти оптимальное распределение сил на дистанции, помогут ему решить ряд технических задач, изучить основные варианты тактики, закалить бойцовские качества.
   Комбинирование методов. Для решения всего многообразия задач тренировки необходимо использовать не только упомянутые пять методов, но и разнообразные их комбинации.
   Обоснованность этого тезиса теперь уже не вызывает сомнений. Тренеры хорошо знают, что организм спортсмена довольно быстро адаптируется ко всем часто повторяющимся внешним воздействиям, в том числе и к режимам нагрузки. После адаптации такое воздействие становится для пловца привычным, исчезают стимулы, которые прежде рождали приспособительные процессы. То же наблюдается при использовании лишь одного метода тренировки. Вначале его применение вызывает бурную реакцию организма, спортсмен испытывает ряд объективных трудностей, приспосабливается к ним; затем эти трудности изчезают, а вместе с ними теряется и эффективность упражнений.
   Комбинирование методов тренировки позволяет тренеру наряду с необходимым для адаптации повторением вносить в задания известную долю новизны, которая стимулирует активизацию процессов совершенствования функциональных возможностей пловца.
В современной практике наиболее часто используются следующие производные методы:
1.   Повторно-интервальный. Повторное проплывание серий отрезков или дистанций в интервальном режиме. Например, [5Х100 м (90%) с интервалом 1 мин.]ХЗ с произвольным отдыхом и др.
2.   Повторно-переменный. Сводится к повторному выполнению переменной работы типа лХ400 м [200 м (90%) +200 м (80%)] с произвольным отдыхом или «Х400 м [100 м (90%)+ 100 м (80%) +100 м (90%) +100 м (80%)] и т. д.
Повторное выполнение интервальной или переменной нагрузки помогает спортсмену освоить значительно больший объем работы, глубже израсходовать свои энергетические ресурсы.

  1. Повторно-контрольный. Одноразовое контрольное преодоление дистанций подчас еще не позволяет тренеру оценить те или иные стороны подготовленности спортсмена, тем более что на соревнованиях пловцу приходится участвовать в многоэтапном розыгрыше первенства с предварительными, полуфинальными и финальными заплывами. Повторно-контрольный метод предусматривает двух-, трехразовое преодоление основной дистанции в максимальном темпе с отдыхом между заплывами по самочувствию спортсмена.
  2. Интсрвально-переменный. Сводится к интервальному выполнению упражнений переменной интенсивности и представляет собой очень сложный для спортсмена режим нагрузки типа:

4—6Х400 м [200 м (95%) +200 м (85%)] с интервалом 2 мин. или 8—12x200 м[100 м (95%) + 100 м (85%)] с интервалом 1 мин. и  др.
В некоторых случаях подобные режимы используются для врабатывания организма пловца при выполнении скоростных упражнений. Например, 6—8X100 м [50 м (95%)+50 м (70%)] с интервалом 30 сек. или 8—12x50 м [25 м (98%)+25 м (70%)] с интервалом 10—15 сек. и др. Врабатывание достигается за счет довольно благоприятного чередования в этих упражнениях скоростной нагрузки с активным и пассивным отдыхом.
Методы тренировки, их основные и произвольные режимы можно бесконечно варьировать. Однако это варьирование следует подчинять конкретным задачам. Воздействие упражнений на спортсмена всегда планируется в определенном, заданном направлении.
Особенно много специфичного в подборе режимов для преимущественного развития какого-либо физического качества, и в частности быстроты, выносливости и силы.
Быстроту, как физическое качество, обычно характеризуют максимальными величинами скоростей, с которыми человек способен совершать свою двигательную деятельность в короткие, не вызывающие утомления, промежутки времени. Например: скорость или темп имитаций плавательных движений, прыжков со скакалкой, бросков набивных мячей и др. (количество движений за 10 сек.). Нужно ли пловцу повышать такую быстроту? Его движения в воде выполняются гораздо медленнее. Не достаточно ли любому мастеру водной дорожки того естественного «запаса» быстроты, которым от природы наделен каждый человек? Так рассуждают многие специалисты. Но дело обстоит иначе.