Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 33 гостей онлайн


Основы тренировки - Три формы проявления быстроты

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   Различают три основные формы проявления быстроты: быстроту реакции, скорость одиночного движения и темп движений. Все они сказываются на подготовленности спортсмена.
   В плавании быстрота реакции повышает качество выполнения старта и смены этапов в эстафетах, позволяет мгновенно реагировать на действия противника, па какие-либо неожиданные ситуации (срыв эстафеты, некасание поворотного щита и т. д.), на сигналы тренера. Добиться значительного улучшения быстроты реакции пловца довольно сложно. Даже у слабоподготовленного спортсмена реакция на звуковой сигнал колеблется в пределах 0,17—0,27 сек. Поэтому эффект улучшения будет измеряться сотыми долями секунды.
   Совершенствуя быстроту реакции пловца, тренеру приходится использовать упражнения не столько в воде, сколько на суше, включая элементы единоборств, движений в ответ на различные сигналы, подвижные и спортивные игры (особенно волейбол) и др. К основным методам выполнения упражнений относится повторный, переменный и повторно-переменный.
   Нужна ли пловцу скорость одиночных движений, которая играет важную роль в упражнениях типа метаний, ударов боксера и т. д.? Подробный анализ техники спортивных способов плавания позволяет дать положительный ответ и на этот вопрос. Такая скорость необходима, особенно при движениях ногами брассом (конец толчка), в отталкивании от борта после поворота, при плавании с помощью рук на спине (конец гребка), в меньшей мере при плавании остальными способами с помощью движений рук и ног. Большинство упражнений, совершенствующих это качество на суше, выполняется в повторном (прыжки, метания, специальные гимнастические упражнения), а в воде — в равномерном или переменном режиме (проплывание дистанций всеми способами с акцентом внимания на силу отталкивания от поворота; то же, но на спине с одновременными движениями рук и акцентом на силу окончания каждого гребка; то же, но брассом при помощи ног о доской и акцентом на «конец толчка» и т. д.).
   В плавании важнейшей из трех элементарных форм проявления быстроты является темп движений, иначе говоря, способность спортсмена выполнять с большой скоростью не только одиночные, но и беспрерывно повторяющиеся движения (темп измеряется количеством движений в единицу времени). Об уровне проявления этой формы быстроты обычно судят по величине максимального темпа, который доступен спортсмену в каких-то конкретных, но обязательно кратковременных (не более 10—15 сек.) упражнениях. Например, по количеству прыжков со скакалкой, ударов боксера, шагов в беге на месте и т. д. в течение 10 сек.
   Темп выполнения перечисленных упражнений значительно превышает темп плавания. На этом основании некоторые тренеры отрицают целесообразность планирования в подготовке мастеров водной дорожки специальных скоростных упражнений на суше. Однако дело тут не в сопоставлении величин темпа движений, а в умении спортсмена и при плавании в каждое мгновение мобилизовывать только необходимое число двигательных единиц, а остальную мускулатуру мгновенно растормаживать, т. е. расслаблять. Этой способностью в основном характеризуется и двигательный талант спортсмена, техника выполнения упражнений которого даже внешне отличается согласованностью движений и легкостью их выполнения.
   Чем выше темп движений в упражнениях, тем совершеннее должно быть чередование напряжений и расслаблений мышц спортсмена. Поэтому в арсенале средств подготовки пловца никак нельзя забывать о скоростных упражнениях на суше — ходьбе, беге, общеразвивающей гимнастике, подвижных, а также спортивных играх и т. д.
   Долгое время для совершенствования быстроты в основном планировались упражнения в предельном темпе, при максимальной мобилизации всех сил спортсмена. Однако возникающие при этом возбуждения рождают в центральной нервной системе процессы торможения. Движения пловца становятся жесткими, скованными, и он зачастую не может продемонстрировать доступную в обычных условиях скорость.
  В настоящее время главным средством совершенствования в быстроте являются упражнения, выполняемые в различном (возрастающем, большом, околопредельном и предельном) темпе. Лучшими их режимами считаются повторный и переменный.
В повторном режиме (длительность каждого повторения 6— 10 сек., отдых между ними — по самочувствию пловца) выделяют: выполнение упражнений с различной, но постепенно (от повторения к повторению) возрастающей интенсивностью, начиная с 70% и заканчивая 95—98% от максимальной; выполнение упражнений «на ускорение» (при каждом повторении упражнение выполняется с малого темпа до предельного) и выполнение упражнений в предельном темпе не столько для развития мышц, сколько для проявления достигнутого уровня быстроты.
   В переменном методе построение упражнений как на суше, так и в воде в принципе остается таким же, как и при повторном режиме, только отдых здесь начинает носить активный характер — его заполняют нагрузкой малой интенсивности. Например: прыжки со скакалкой 6 сек. в умеренном темпе плюс легкие дыхательные упражнения, прыжки в быстром темпе 6 сек. плюс дыхательные упражнения, прыжки в предельном темпе 6 сек. плюс дыхательные упражнения, после чего серия прыжков повторяется вновь. Или бег на ускорение (с небольшого до предельного темпа) 10 сек. в чередовании с отдыхом в виде спортивной ходьбы; или проплывание в легком темпе какой-либо дистанции с ускорениями, продолжительностью 6—8 сек. на каждый поворот, и т. д.
Элементарные формы проявления быстроты, так же как и техника плавания, являются положительными предпосылками для развития скоростных возможностей спортсмена, иначе говоря,— совершенствования его способности демонстрировать максимально высокие результаты в плавании на коротких отрезках длиной не более 50 м.
Современная методика повышения скоростных возможностей пловца в общих чертах сводится к следующим положениям:
с увеличением скорости плавания техника претерпевает значительные изменения (по характеру, амплитуде, согласованию движений и др.);
основные трудности в повышении скорости плавания связаны с автоматизацией движений в воде, которая возникает при длительных и многократных повторениях упражнений, выполняемых в одном темпе;
с биохимической точки зрения осуществление скоростной работы регламентируется уровнем анаэробной производительности спортсмена. Не удивительно, что между методикой развития быстроты и повышением скоростных возможностей пловца давно уже не ставят знака равенства. Последняя задача тренировки значительно шире, а ее решение связано с комбинированием самых различных режимов выполнения упражнений.