Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 63 гостей онлайн


Основы тренировки - Классификация упражнений

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   Для выделения главных уровней интенсивности в тренировке пловца выполнение любых упражнений классифицируют следующим образом:
1. «Свободно», в полную силу, или, по несколько иной терминологии, в свободном, умеренном, большом, околопредельном и предельном темпе, или с малой (до 75—80%), умеренной (85%), большой (90%), околопределыюй (95—98%) и предельной (100%) интенсивностью.
  Две крайние величины интенсивности (в свободном и предельном темпе или с малой и предельной интенсивностью) носят для спортсмена характер довольно конкретных заданий. При выполнении упражнений в 1/2 силы (в умеренном темпе или с умеренной интенсивностью) пловец должен приучить себя без особого труда равномерно проплывать различные дистанции в несколько повышенном темпе либо демонстрировать постоянную скорость во время преодоления большого количества отрезков. 
2. В темпе дистанций 50, 100, 200, 400, 800 и 1500 м. Пловцу вместе с тренером довольно просто изучить и зафиксировать данные о максимально допустимом для него темпе (количестве циклов в единицу времени) на всех перечисленных дистанциях. Затем интенсивность выполнения любого тренировочного упражнения можно легко задавать пловцу по шкале темпа. Очевидно, что по этой шкале предельная интенсивность определяется темпом на отрезке 50 м, околопредельная— на 200 м, большая —на 400 м, умеренная —на 1500 м.
3.По реакции пульса в 10 сек. Например, после преодоления какой-либо дистанции с предельной интенсивностью пульс спортсмена за 10 сек. достигает 30 ударов. Его принимают за 100%, и тогда интенсивность нагрузки 90% (большая), 80% (умеренная),  (малая) будет вызывать реакцию пульса в течение 10 сек., равную соответственно 27, 24 и 21 ударам в минуту.
Интенсивность плавания никак нельзя путать со скоростью продвижения в воде. Иное дело, что между этими факторами существует зависимость, причем довольно сложная, но вполне доступная для того, чтобы ее учитывать в повседневной практике.
Каким бы образом мы ни обозначали интенсивность, ее увеличение всегда будет сопровождаться значительно меньшими темпами наращивания скорости плавания. По данным В. Н. Платонова, увеличение скорости плавания от 80 до 84% (на 4%) обеспечивается за счет возрастания интенсивности работы на 7,2% (по усеченной пульсометрии, от 96 до 100% (на те же 4%) — уже за счет повышения интенсивности работы на 24%. На уровне от околопредельного к предельному вообще наступает кризис, с которым хорошо знакомы тренеры: увеличение интенсивности плавания приводит к стабилизации или даже ухудшению результатов на отрезках. Например, квалифицированному пловцу предлагается проплыть 2x50 м; первый раз с предельной мобилизацией сил, второй — после отдыха с несколько меньшей, околопредельной, интенсивностью. Сплошь и рядом во втором заплыве результат оказывается лучшим, хотя в первом спортсмен выполняет большую работу и испытывает немалые объективные трудности.
   Как известно из физиологии, возбуждение носит фазовый характер. Чересчур мощные раздражители приводят к пессимальным явлениям, вслед за чрезмерным возбуждением следует процесс торможения. В нашем примере предельная мобилизация в заплыве на 50 м сковала движения пловца, ухудшила его результат.
   Важное значение для зависимости «интенсивность работы — скорость плавания» имеют уровень подготовленности спортсмена и состояние его работоспособности. Известно, что на первом этапе подготовительного периода, во время усиленных занятий на суше, техника основного способа плавания временно, как говорят тренеры, «разваливается», а результаты на отрезках и дистанциях, преодолеваемых с определенной интенсивностью, значительно ухудшаются.
   В конце сезона, находясь в состоянии спортивной формы, пловец при той же, что и раньше, степени мобилизации (интенсивности работы) демонстрирует значительно более высокие результаты. То же происходит в случаях, когда спортсмен находится «под нагрузкой» или, наоборот, в фазе отдыха, которая характеризуется восстановлением «с избытком».