Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 10 гостей онлайн


Основы тренировки - Интенсивность и скорость плавания

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   Изучение зависимости между интенсивностью работы и скоростью плавания позволяет сформулировать некоторые практические правила:

  1. упражнения, выполняемые в предельном темпе, с максимальным напряжением сил, следует планировать не столько для повышения функциональных возможностей спортсмена, сколько с целью воспитания волевых усилий и определения состояния тех или иных его качеств (быстроты, «скоростных возможностей», силовой или скоростной выносливости):
  2. в тренировке пловца основную долю нагрузки рекомендуется суммировать из упражнений умеренной, большой и околопрелельной интенсивности;

3. соотношение работ умеренной, большой и околопредельной интенсивности зависит от подготовленности, узкой специализации   а  также  от периода и этапа круглогодичной тренировки.
  Нагрузка квалифицированного и хорошо подготовленного пловца всегда отличается большей долей скоростных упражнений повышенной интенсивностью их выполнения. В начале сезона (для подъема дыхательных возможностей и совершенствования координации функций всех органов и систем) чашу весов перетягивает умеренная, а иногда и малоинтенсивная работа; позже тренировка становится острее. В соревновательном периоде особый вес приобретает чередование работ в темпе основной дистанции с активным отдыхом. При подготовке стайера на первом плане оказываются упражнения большой, а у спринтера — умеренной и околопредельной интенсивности;
4. по динамике результатов в упражнениях одной и той же интенсивности можно судить о тенденции в развитии подготовленности спортсмена в многолетней тренировке, оценивать утомление в недельном цикле, в занятии, наконец,— в самом упражнении. Проиллюстрируем сказанное на конкретных примерах.
   Предположим, что в одном из соревновательных периодов упражнение 8x50 м с интервалом 20 сек. пловец выполнил так: 29,3 + 29,8+30,1+29,8 + 30,6 + 31,2 + 30,8 + 30,5; на первом этапе следующего подготовительного периода во время занятий не только в воде, но и на суше результаты, естественно, ухудшились: 32,1+31,8 + 31,7 + 31,9 + 31,6+31,3 + 31,3 + 31,7 (с довольно характерным для этапа повышением плотности).
   При правильном построении процесса тренировки в последующих соревновательном и подготовительном периодах преодоление 10 отрезков по 50 м, как и выполнение других стандартных упражнений, должно подчиняться тем же закономерностям, но обязательно иметь тенденцию к улучшению от одного большого цикла к другому. Неожиданный регресс в результатах при выполнении этих упражнений всегда должен побуждать тренера к немедленному нахождению его причин (прогрессирующего утомления, обострения хронических заболеваний, нарушения режима отдыха, ошибок в методике и др.).
   В любом недельном цикле нагрузка носит волнообразный характер. Планирование в различные дни выполнения одних и тех же упражнений позволяет не только направленно воздействовать на организм спортсмена, но и судить о степени его утомления. Допустим, что шестикратное проплывание 200 м в 1/2 силы с интервалом 1 мин. было предложено спортсмену вместо разминки на каждой вечерней тренировке в понедельник, среду и пятницу, а выполнение этого задания оказалось следующим:
понедельник —  2.33,0+2.36,4+2.34,3+2.33,1+2.32,8 + 2.31,2;
среда — 2.28,0 + 2.32,4 + 2.33,0+2.32,4+2.31,5 + 2.30,6;
пятница—2.35,6 + 2.35,8+2.35,0+2.36,0 + 2.36.0+2.34.3.
   При одной и той же степени субъективной мобилизации (в 1/2 силы) в стандартных упражнениях пловец продемонстрировал различные скорости. Очевидно, что по недельной динамике этих скоростей можно судить и о тенденции в изменении утомления.
Так, суммарная нагрузка тренировочных занятий в понедельник, вторник и утром в среду лишь содействовала врабатываемо-сти пловца, поэтому в среду вечером он показал неплохие результаты. Однако дальнейшее наслоение утомления привело к ухудшению результатов в упражнении 6x200 м. Появилась необходимость в активном отдыхе.
   Стандартный режим выполнения некоторых упражнений позволяет судить и об утомлении в каждом занятии. Например, проплывание в начале и в конце тренировки 200 м в 1/2 силы и 2x50 м в предельном темпе с интервалом 1 мин. схематически сводится к трем основным вариантам.
   В первом варианте спортсмен в течение урока легко справился с нагрузкой, которая способствовала повышению его общей (200 м в 1/2 силы) и специальной (2X50 м в предельном темпе) работоспособности; во втором заметны пока еще незначительные следы утомления; наконец, в третьем варианте результаты стандартного упражнения сигнализируют о глубоком воздействии тренировочной программы на организм пловца.
   Большой интерес представляет изучение характеристик выполнения самих упражнений, по которым тренер может проследить как за ходом врабатываиия, так и за наступлением утомления.
   Допустим, что спортсмену предлагается проплыть 800 м или 16X50 м. Схематически выполнение этих заданий выглядит так: 800 м с поворота (1.13,0+1.14,5 + 1.16,0+1.16,3 + + 1.15,3+1.15,2+1.15,0+1.14,3); 16X50 м (30,4 + 31,2 + 31,6 + + 31,8 + 32,4 + 31,9 + 31,6 + 31,6 + 31,6 + 31,6 + 31,7 + 31,5 + 31,5 + + 31,5 + 31,6 + 31,0).
В первом случае стабилизация скорости, характеризующая врабатывание, наступила после четвертого, во втором — после седьмого отрезка; в обоих случаях в процессе упражнения объективных признаков утомления не наблюдалось. Оптимальные варианты упражнений создают условия для быстрого врабатывания всех органов и систем организма. Слишком долгое врабатывание или полное его отсутствие свидетельствуют либо о неблагоприятном построении упражнения, либо о слишком остром режиме его выполнения.
Рассмотрим другой пример. Спортсмену предложили проплыть с поворота п раз по 100 м в предельном темпе с интервалами 2 мин. Он продемонстрировал следующие результаты: 58,3 + + 1.00,3 + 1.01,9+1.03,6+1.05,9. На этом тренер остановил спортсмена. Каждое повторение выполнялось с предельной мобилизацией сил. Однако по мере увеличения усталости отмечались нарушения техники, ухудшались результаты. Это может служить характеристикой течения процессов утомления в любом упражнении с заданной и постоянной интенсивностью работы.
   Итак, в тренировке квалифицированного пловца для управления процессом подготовки умелое варьирование интенсивности упражнений и тщательный анализ реакции организма на дозированную нагрузку играют исключительно важную роль.
Многие тренеры вместо интенсивности упражнений стараются рассчитывать скорость преодоления отрезков и дистанций их составляющих. Эти расчеты в большинстве случаев выполняются механически и поэтому ни в коей мере не отражают закономерностей тренировки.
   Например, спортсмену, показавшему личное достижение на 400 м вольным стилем 4.25.0, в новом сезоне планируют результат 4.17,0. Вычисляют среднюю скорость прохождения каждого 50-метрового отрезка. Для этого к 4.17,0 прибавляют 3 сек. (разница при плавании «с поворота»), затем 4.20,0 делят на 8 (число 50-метровых отрезков в дистанции). Таким образом, при преодолении 50 м средняя плановая скорость равна 32,5 сек. Для создания некоторого «запаса скорости» на проплывание каждых 50 м отводят времени на 0,5 сек. меньше и составляют следующие основные тренировочные упражнения:
от 12 до 16 отрезков по 50 м с поворота за 32,0 (32,5—0,5);
от 6—8 по 100 м с поворота за 1.04,0 (1.05,0—0,5x2);
от 3—4 по 200 м с поворота за 2.08,0 (2.10,0—0,5X4);
от 2-3 м с поворота за 3.12,0 (3.15,0—0,5x6);
400 м с поворота за 4.20,0.
   Реализация подобных программ за очень редким исключением не обеспечивает достижения цели. И это не случайно. Тренировочные скорости, как будто бы логично увязанные с конечным результатом, на самом деле лишь вынуждают спортсмена осваивать такие режимы упражнений, которые никак не соответствуют его состоянию в каждый из многочисленных моментов продолжительной круглогодичной тренировки.
   Стремясь исправить такое положение, некоторые тренеры пошли по пути «привязывания» скорости в упражнениях к лучшим достижениям спортсмена, показанным им на различных отрезках и дистанциях.
   Например, если у спортсмена кроме результата 4.25,0 на 400 м личные достижения на 300, 200, 100 и 50 м соответственно равны 3.15,0; 2.05,0; 58,0; 27,0, то за 100% по скорости (в плавании «с поворота») принимается ряд: 30,0; 1.01,0; 2.08,0; 3.18,0; 4.28,0. Подсчет остальных уровней скоростей осуществляется следующим образом: если на 50 м 30,0 сек. — 100%, то 3,0 сек.— 10%, а 1,5 сек.—5% .
   Аналогичные таблицы составляются и для каждого пловца. По ним осуществляется построение основных тренировочных режимов. Причем в зависимости от этапа и подготовленности спортсмена упражнения типа дХ400 м, пХ300 м, /гХ200 м, пХ100 м, пХ50 м и др. варьируются не на одном, как это было в предыдущем примере, а на всех шести уровнях тренировочных скоростей.
И все же этот прием подсчета тренировочных скоростей тоже является условным. Принимая за 100% лучшее время проплывания какой-либо дистанции, тренеры высчитывают от него проценты и искусственно прибавляют (а не вычитают) их к исходному результату. В итоге нулевой уровень скорости оказывается абсурдным. Продемонстрируем это продлив в приведенной таблице шкалу интенсивности на 50 м: 70%—39,0; 60% — 42,0; 50%—45,0 и т.д.; 10%—57,0; 0% — 60,0. Но еще хуже, что тренировочные скорости «привязываются» к личным достижениям спортсмена, показанным в прошлом (когда пловец был «в форме»), а не к его возможностям в каждый из моментов круглогодичной подготовки.
   Уровень достижения большинства спортсменов на различных дистанциях и ее отрезках почти всегда неодинаковый: одни из них проплываются относительно лучше, другие — хуже. Поэтому более слабыми тренировочными режимами всегда оказываются как раз те, которые следовало бы усиливать.
   Несколько иначе обстоит дело, если тренировочные скорости определяются по специальным таблицам. Таких таблиц уже довольно много — это таблицы В. Ф. Китаева, С. М. Гордона, Ж. С. Ваньковой и некоторых других авторов. Однако таблицы оценки тренировочных скоростей не могут подходить для пловцов всех квалификаций. Поэтому нами предложена новая таблица. В ней за 100-процентный уровень приняты результаты, приведенные к плаванию с поворота на дистанциях от 50 до 2000 м, равноценные наиболее выдающимся рекордам современности. Эти результаты являются координатами несколько идеализированной кривой утомления человека в плавании.
   Расчет рубежей осуществлялся по процентам от скоростей (м/сек), обеспечивающих достижение результатов верхнего ряда. К примеру, чтобы преодолеть 50 м кролем с поворота за 26 сек., пловцу необходимо развить среднюю скорость, равную 1,92 м/сек (100%). Далее определились скорости, соответствующие 99, 98, 97% и т. д., а по ним все результаты на 50 м.
С помощью таблицы можно решать следующие задачи:
1.Находить уровень того или иного рекорда. С этой целью к изучаемым достижениям сначала прибавляются 3 сек. (для приведения к результатам в плавании с поворота), а затем по таблице им дается оценка в процентах.
Например, было время, когда мировые рекорды у мужчин в плавании на 100 и 200 м брассом соответственно равнялись 1.06,2 и 2.26,5. Спрашивается, какое из этих достижений следовало считать более высоким? 1.06,2 + 3,0=1.09,2; 2.26,5 + 3 = = 2.29,5. Результат 1.09,2 тяготеет к графе, соответствующей 99%, а 2.29,5 — 96%. Стало быть, мировой рекорд в брассе на 100 м был несколько выше, чем на 200 м.
2.Определять склонности спортсмена к коротким, средним или длинным дистанциям; выявлять отстающие стороны подготовленности. Например, пловец имеет лучшие результаты в соревнованиях на 50, 100, 200, 400 и 800 м, соответственно равные:
24,8; 53,2; 1.56,0; 4.17,0; 9.08,0. Прибавляя к каждому достижению по 3 сек. и оценивая полученные результаты по таблице, имеем: 24,8 + 3 = 27,8 (94%); 53,2 + 3 = 56,2 (98%); 1.56,0 + 3,0 = 1.59,0 (97%); 4.17,0 + 3 = 4.21,0 (92%); 9.08,0 + 3 = 9.11,0 (90%).
Таким образом, спортсмен явно тяготеет к коротким дистанциям. Однако его скоростные возможности развиты недостаточно (94%), они уступают скоростной выносливости пловца, которую он демонстрирует не только на 100 м (98%), но и на 200 м (97%).
3.Находить объем упражнений и оценивать тренировочные
скорости на различных отрезках и дистанциях.
   Если оценить по таблице тренировочные скорости пловцов, то можно убедиться, что уровни от 96 до 100% пока еще недоступны даже для сильнейших современных мастеров водной дорожки. Скорости от 75% и ниже характерны для малоквалифицированных спортсменов. А соотношение упражнений, выполняемых в режимах от 76 до 95%, зависит от этапа и подготовленности квалифицированного пловца.
   С помощью таблицы довольно просто определять объем каждого упражнения и оценивать скорости выполнения его частей. К примеру, пловцу предлагается преодолеть 20x50 м с интервалом 20 сек. и максимально доступной постоянной скоростью. Предположим, что это упражнение ему удалось выполнить, удерживая с небольшими отклонениями (±0,5 сек.) на каждом 50-метровом отрезке результат 32,5 сек. По таблице этот результат находится в графе 30% и ему соответствуют 50,5; 1.08,8; 1.45,9; 2.23,8 и т. д. ...26.12,3 в упражнениях пХ75, пХ100, пХ150, пХ200 и т. д. ... «Х2000 м.
Объем каждого из этих упражнений (т. е. п) определяется в процессе его выполнения: тренер останавливает спортсмена в момент, когда тот, несмотря на мобилизацию воли, перестает удерживать на одном уровне заданную скорость плавания (ее колебания в обе стороны достигают значительных величин: ±1,0 на 50 м; ±2,0 на 100 м; ±4,0 на 200 м и т. д.).
   На каком бы уровне (%) ни осуществлялось построение тренировочных упражнений, определяемая по таблице взаимосвязь скоростей на различных отрезках и дистанциях всегда будет носить закономерный характер — соответствовать кривой утомления в плавании.
   В начале сезона большинство тренировочных заданий рекомендуется строить с так называемого «длинного конца» («п800; пХ400; пХ200; пХ100; пХ50 м) так, чтобы это не вызывало особых трудностей у спортсмена ни в одном из упражнений. Затем следует переходить к постепенному освоению все более и более высоких уровней интенсивности. Как правило, спортсмен начинает показывать далеко не одинаковую работоспособность в упражнениях одного скоростного уровня (%), по построенных из различных отрезков и дистанций. Покажем это на конкретном примере. Спортсмен, плавающий дельфином, достиг в предыдущем сезоне на дистанциях 50, 100, 200, 400- м результатов, соответственно равных: 27,8; 58,2; 2.13,4 и 4.48,3. В новом сезоне для него было спланировано освоение следующей системы упражнений.
Как видно, достигнув высокого результата на 100 м, пловец не добился того же на остальных дистанциях, и особенно на 400 м, которые при соответствующей подготовленности он мог бы преодолеть даже за 4.25,3 (95%). Низкая скоростная выносливость спортсмена в плавании на 400 м начала просматриваться уже на уровне 83%. Ее физиологический механизм продолжает оставаться загадочным, хотя на этот счет уже выдвинуто немало гипотез. Методические же правила подготовки диктуют необходимость обращать особое внимание на «трудные» для спортсмена упражнения. Освоение таких упражнений совершенствует все функции организма в желаемом направлении, подтягивает отстающие стороны в подготовленности пловца.