Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 36 гостей онлайн


Основы тренировки - Дозирование нагрузки в тренировке пловца

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


В тренировке пловца нагрузка планируется с помощью регламентации следующих основных параметров:
1) суммарного объема,
2) общего объема,
3) объема интенсивных упражнений (на суше и в воде),
4) интенсивности упражнений,
5) продолжительности составных частей и упражнений в целом,
6) характера упражнений (стандартный, вариативный, смешанный),
7) продолжительности интервалов отдыха между тренировочными занятиями, упражнениями и отдельными их частями,
8) характера отдыха (активный, пассивный).
   Варьируя характеристики этих параметров, тренер может добиться практически любых по величине воздействий на организм спортсмена, а стало быть, управлять его ответными реакциями на нагрузку. Во время выполнения какого-либо упражнения, если нагрузка достаточно велика, происходит значительное расходование энергетических ресурсов организма — развивается утомление. Расходование энергетических ресурсов приводит к бурному течению восстановительных процессов. Они начинаются еще в упражнении, но по-настоящему активизируются во время отдыха. При достаточном отдыхе восстановление не заканчивается на исходном уровне, а, как известно, продолжается до фазы «сверхвосстановления», во время которой происходит суперкомпенсация энергетических ресурсов. К этому схематически и сводится механизм повышения работоспособности спорт-
Поэтому наиболее полной и достоверной оценкой реакции спортсмена на нагрузку всегда будет комплексная, в которой кроме тренера принимают участие врач, физиолог, биохимик, психолог.
   Комплексную оценку состояния тренирующихся широко используют при подготовке команд. Специалисты перечисленных профилей осуществляют самостоятельные наблюдения. В самые критические для спортсмена моменты они сопоставляют накопленные данные. Эти своеобразные консилиумы играют особую роль в периоды применения больших нагрузок. Они дают возможность судить о глубине и характере утомления, помогают оптимизировать соотношение между работой и отдыхом. Содружество педагогов и специалистов медико-биологического профиля обоюдовыгодно в определении наиболее эффективных методов: в комплексной оценке состояния спортсмена учитываются данные лишь тех из них, которые фиксируют равнозначные характеристики (говорят об одном уровне утомления). Именно так из громадного числа прошедших испытание практикой педагогических приемов определения переносимости тренировочных нагрузок в плавании выделились наиболее простые, но объективные.
   В уроках первого типа, в которых главное внимание уделяется качественной стороне двигательной деятельности, все упражнения планируются в довольно простых режимах и прекращаются в момент, когда спортсмен перестает справляться с поставленной задачей. Например, предлагается задание плыть пХ50 м со старта в околопредельном темпе, акцентируя внимание на эффективности выполнения гребковых движений. Допустим, что после 11-го повторения (отдых пловец определял по самочувствию) появились объективные признаки утомления: ухудшилась техника, упали показания секундомера. Таким образом, имеются все основания для прекращения упражнения.
   Совсем по-иному выглядит то же задание (пХ50 м) в тренировочных уроках второго типа. Главное в этом упражнении — глубоко воздействовать на спортсмена. Появление первых признаков утомления лишь сигнализирует о начале основной части упражнения. Чем выше квалификация и подготовленность пловца, тем позже наступает и дольше продолжается основная часть упражнений.
В пределах одного задания или даже урока полностью исчерпать работоспособность, или, как говорят, «перегрузить», современных мастеров водной дорожки практически не удается: слишком уж прочной стала их функциональная база. Однако воздействовать на организм спортсмена настолько глубоко, чтобы его реакция носила необычно острый характер, можно. Показателями такой остроты будут: ступенчатая реакция максимального артериального давления, более высокие, чем исходные, величины максимального артериального давления,   сохранение феномена «бесконечного» тона на 2-й мин. восстановления, значительные (до 35 ударов) величины пульса в первые 10 сек. после нагрузки и медленное его восстановление в течение 2-й мин., ступенчатый характер восстановления пульса (типа 31—18—21) и др. Казалось бы, всех этих явлений следует избегать, но практика утверждает обратное: через нарушение (посредством упражнений) координации деятельности сердечно-сосудистой системы лежит путь к ее совершенствованию.
   Нарушить координацию деятельности сердечно-сосудистой системы квалифицированного пловца можно с помощью выполнения основных частей различных «острых» упражнений до отказа.
   Причем наиболее эффективными вариантами планирования режимов нагрузки являются те, которые вначале способствуют хорошему врабатыванию всех органов и систем спортсмена, а затем, на фоне появляющегося утомления, требуют полной мобилизации его воли. Остановимся на некоторых примерах упражнений до отказа.
1. пХ50 м. Упражнение можно выполнять в повторном (с произвольным отдыхом), интервальном (с регламентированным отдыхом) или переменном режиме. Если спортсмену предложить определенную интенсивность работы, скажем в 3Д силы, то основную часть упражнения можно обнаружить по падению скорости плавания. Чтобы в дальнейшем удержать начальную скорость, спортсмену предстоит все более и более мобилизовывать свою волю до тех пор, пока он не утратит способности решать поставленную задачу.
Допустим, что спортсмен, плавающий кролем, личное достижение которого на 50 м в плавании с поворота равно 27,3 сек., первую часть упражнения (т. е. в 3/4 силы) выполняет с интервалом 30 сек. следующим образом: 29,3 + 29,6+29,5 + 29,5 + 29,4 + + 29,5+29,5 + 29,6 + 29,6 + 29,6 + 30,4 + 30,6.
После преодоления 12-го отрезка во время отдыха (не увеличивая его продолжительности) тренер сообщил спортсмену последний результат и потребовал, чтобы он проплывал последующие 50-метровые отрезки не хуже, чем- за 29,6 сек. Дальнейший ход упражнения, во время которого пловец получал информацию о своих результатах, выглядел следующим образом: 29,8 + 29,5+29,6+29,5 + 29,4 + 29,8+29,7 + 30,1. Итак, п оказалось равным 20. Восемь отрезков (с 13-го по 20-й) составили основную часть упражнения, преодоление трех последних отрезков происходило в условиях полной мобилизации сил пловца.
Если возникла необходимость более глубоко расходовать энергетические ресурсы, то после 15—20-минутного активного отдыха (произвольного плавания или плавания с помощью ног с доской) все упражнение полезно повторить еще раз.
Для того же спортсмена упражнение пХ50 м до отказа можно планировать несколько по-другому: 6X50 м (31,0)+6X50 м
(30,0) +лХ50 м (29,5) или преодолевать каждый последующий отрезок на 0,1—0,2 сек. быстрее предыдущего и т. д.

  1. Выполнение до отказа упражнений лХ100 м и ЛХ200 м осуществляется так же, как и лХ50 м. С той только разницей что в основных частях этих упражнений рекомендуется 100 и 200 м проплывать с некоторым увеличением темпа на их вторых половинах. К примеру, если первая часть задания лХ200 м при плавании брассом с околопредельной интенсивностью и интервалом 2 мин. по показаниям секундомера выглядит так: 2.46,3 + 2.47,2 + 2.47,9 + 2.48,1+2.48,3+2.50,4, то каждые 200 м в основной части упражнения (с заданием плыть не хуже 2.48,0) спортсмен должен преодолевать, мобилизовывая свои силы на второй половине упражнения, которая, как правило, лишь обеспечивает на дистанции равномерную скорость (например, типа: первые 100 м без особых субъективных трудностей за 1.23,8 +вторые 100 м с мобилизацией сил за 1.24,2) и только в исключительных случаях — незначительное ускорение (например, типа: 100 м за 1.24,5+100 м за 1.23,5). Основная часть упражнения в рассматриваемом примере продлится до тех пор, пока спортсмен будет в состоянии проплывать 200 м не хуже 2.48,0.
  2. Острота в упражнениях до отказа, составные части которых включают преодоление 400, 600, 800, 1000 м и более, достигается за счет мобилизации сил спортсмена во время выполнения каждого повторения. С этой целью, например, первые 200 м на отрезке дистанции 600 м спортсмен проплывает в умеренном темпе, затем следующие 200 м в большом и последние (финишные) 200 м в околопредельном темпе.

Эффективность усилий все время контролируется показаниями секундомера, и, если пловец не справляется с заданием, тренер старается словом мобилизовать его волю.
На практике такое упражнение, как лХ600 м с интервалом 3—4 мин., пловцы выполняют примерно так: 7.13 (2.33 + 2.25 + +2.15); 7.21 (2.37 + 2.26 + 2.18); 7.24 (2.37 + 2.27 + 2.20); 7.34 (2.39+2.30 + 2.25); тренер подсказывает, что второй отрезок был пройден слабо, в итоге —7.26 (2.37 + 2.24 + 2.25); далее пловец пытается исправить результат на финишном отрезке, но глобальное утомление мешает ему это сделать — 7.34 (2.40 + 2.26 + +2.28). Упражнение выполнено до отказа.
Нетрудно догадаться, что основная часть рассмотренного упражнения складывается из всех финишных отрезков и в какой-то мере из отрезков им предшествующих. В начале каждого повторения пловец настраивается и как бы взвешивает свои силы на фоне уже наступившего утомления.
Аналогичным образом выполняются упражнения с варьированием протяженности отдельных повторений (например, 1200 + + 800 + 600 + 400 м, где вторая половина любой дистанции преодолевается на определенное количество секунд быстрее первой) или при одноразовом проплывании длинных дистанций (например, 2000 м с преодолением каждых последующих 500 м быстрее предыдущих).
Ранее уже говорилось о том, что скорость, оцениваемая по субъективному представлению пловца о будто бы равномерном прохождении соревновательных дистанций, из-за прогрессирующего утомления падает.
Выполнение приведенной системы упражнений до отказа совершенствует в организме какие-то сложные механизмы, благодаря чему спортсмен оказывается в состоянии преодолевать дистанцию значительно равномернее, а при необходимости и бурно финишировать.
4. Выполнение упражнений до отказа при помощи лидера. К сожалению, даже члены сборных команд очень редко пользуются этим довольно простым с технической точки зрения приспособлением. В то же время освоение нагрузок с лидером отличается высокой эффективностью. По-видимому, это происходит потому, что удается правильнее определять оптимальные тренировочные скорости, увязывать их с текущим состоянием спортсмена.