Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 29 гостей онлайн


Основы тренировки - Дозирование нагрузок

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   При помощи лидера выполняются самые разнообразные упражнения в повторном, интервальном, переменном, равномерном и контрольном режимах. Обычно скорость на отрезках и дистанциях должна быть околопредельной. Поэтому пловец довольно быстро устает и оказывается в состоянии продолжать упражнение только благодаря предельной мобилизации всех своих физических и волевых качеств. Такая работа выполняется вплоть до момента, в который пловец начинает отставать от лидера.
   В уроках второго типа широко используются не только «острые» нагрузки в упражнениях до отказа, но и «мягкие» (с физиологической точки зрения большой и умеренной мощности), которые вызывают большой расход энергетических ресурсов. Режимы выполнения этих упражнений уже описаны (см. раздел «Практические методы»). Эти режимы в основном связаны с аэробными возможностями и способствуют повышению скорости развертывания дыхательных процессов, развитию максимального уровня потребления кислорода и длительному его поддержанию.
   Дозировать «мягкие» нагрузки несколько сложнее, чем «острые». Из-за малой скорости плавания квалифицированный спортсмен в состоянии без остановки выполнять их очень долго: час, два и даже больше. Но в этом нет никакой необходимости, ибо такое повышение дыхательных возможностей необходимо, скорее всего, пловцу-марафонцу. В какой-то мере желательно избегать угнетения психики и «задалбливания» медленного темпа движений. Для этого в уроке полезно планировать выполнение упражнения «с длинного конца» с одной относительной интенсивностью (с возрастающей от дистанции к дистанции скоростью) при различных сочетаниях типа: 2000+1600+1200 + + 800 м и др.
   «Острой» нагрузке всегда предшествует разминка или та часть упражнения, которая содействует врабатыванию; «мягкие» упражнения в уроке обычно начинаются без какой-либо предварительной подготовки. Например, осваивая сочетание 2000+1600+1200 + 800 м, спортсмен в первой же части упражнения (на 2000 м) успевает размяться, обрести устойчивое состояние в деятельности всех органов и систем, на фоне которых пройдет выполнение остальных частей.
   Измерить глубину утомления пловца тотчас же после окончания упражнения практически не удается (речь идет о педагогических методах). После «острых» влияний нагрузок тренер имеет дело с бурными реакциями организма спортсмена на работу до отказа. Эта реакция как бы скрывает истинное состояние работоспособности пловца. После объемных и «мягких»' нагрузок врабатывание оказывается настолько устойчивым, что судить по реакции организма об уровне расходования энергетических резервов невозможно.
Для решения этой задачи с успехом используют метод дополнительных нагрузок. Изучают взаимосвязь между следами предшествующей нагрузки, воздействием очередного тренировочного упражнения, реакцией на него сердечно-сосудистой системы (по пульсу), 10—15-минутным активным отдыхом, качеством выполнения стандартной дополнительной нагрузки.
   О характере реакции организма на различные тренировочные упражнения уже говорилось. В течение 10—15-минутного активного отдыха пловец обычно приходит в состояние относительного покоя. Образно говоря, отдых снимает «вуаль» реакции после очередного тренировочного упражнения. Если в этот момент предложить пловцу дополнительную, но обязательно стандартную нагрузку, то качество ее выполнения целиком будет зависеть от уровня его работоспособности, который окажется тем ниже, чем большее утомление вызвала вся сумма предшествующей работы. Значительный интерес представляет и реакция сердечно-сосудистой системы (по пульсу) на дополнительную нагрузку.
   Систематическое изучение динамики результатов в стандартном упражнении и данных о характере восстановления пульса дает тренеру возможность намного достовернее судить об уровне текущей работоспособности спортсмена.
В тренировке пловца применяются самые разнообразные дополнительные нагрузки: 2x25 м или 2x50 м в предельном темпе, 100 м в предельном темпе, 200 м в околопредельном темпе, 6X50 м в 3Л силы с интервалом 10 сек. и т. д.
В тестах типа 2x25 м в предельном темпе слишком велика роль волевого фактора: высококвалифицированный спортсмен независимо от своего состояния умеет мобилизовать волю для кратковременных усилий, поэтому только в исключительных случаях на этих отрезках у него будет наблюдаться «западе-ние» скорости, обычно же изменение уровня работоспособности сопровождается едва заметными колебаниями результатов.
   Дополнительная нагрузка типа преодоления 100 м или любой другой основной дистанции в полную силу, 200 м в околопредельном темпе, 6X50 м в 3/4 силы с интервалом 10 сек. весьма наглядно демонстрирует состояние работоспособности спортсмена. Однако из-за «остроты» воздействия она плохо вписывается в структуру урока, подчас мешает решению его главных задач.
Рассмотрим конкретный пример. Для совершенствования дыхательных возможностей пловца в одном из тренировочных уроков планируется известное уже упражнение 2000 м + 1600 м + + 1200 м + 800 м. Для того чтобы оценить состояние спортсмена в начале и в конце урока, программу несколько расширяют: разминка (до 600 м), тест (100 м в полную силу или 6X50 м в 3/4), 2000 м + 1600 м + 1200 м + 800 м, 10—15-минутный активный отдых, повторное выполнение теста. Понятно, что реализация любой из этих дополнительных нагрузок (100 м или 6X50 м) наглядно иллюстрирует изменение специальной работоспособности, но в то же время выбьет спортсмена «из колеи» перед освоением главного упражнения и далеко не лучшим образом изменит содержание заключительной части урока. Поэтому все перечисленные тесты, скорее всего, должны играть роль контрольных стартов, данные о выполнении которых позволят судить об основных этапах развития работоспособности пловца. Но для этого их можно планировать всего 1—2 раза в месяц в уроках, содержание которых не вступает в конфликт с характером избранного теста.
Особый интерес представляет выполнение на различных этапах круглогодичной подготовки упражнения 6X50 м в 3Л силы основным способом плавания с поворота и интервалом 10 сек. В настоящее время уже выявлен оптимальный характер динамики некоторых параметров этого теста. Рассмотрим его на примере изменения результатов пловца, специализирующегося в кроле, личное достижение которого на отрезке 50 м (с поворота) равно 27,8 сек.
В чем же достоинство приведенной динамики результатов? Прежде всего, в неизменном, за счет роста скоростной выносливости, уменьшении суммарного времени, затрачиваемого на выполнение упражнения в целом. Во-вторых, в значительном увеличении в соревновательном периоде скоростных возможностей пловца: при той же, что и ранее, степени мобилизации (в 3/4 силы) он демонстрирует на первом 50-метровом отрезке уже не 29,5, а 28,7 сек.
   Максимальная разница между худшим и лучшим результатами приходится на первый этап подготовительного периода  (3,7 сек.). И это вполне естественно — спортсмен много упражняется на суше, за счет повышения общего тонуса мускулатуры он в состоянии на первом же отрезке показать относительно высокую скорость (29,2 сек). Однако отсутствие пока еще чувства воды, излишняя скованность в технике основного способа плавания и недостаточный уровень скоростной выносливости не позволяют пловцу удержать высокий результат на всех шести отрезках. Минимальная разница (0,8 сек.) приходится на второй этап, на котором спортсмен выполняет самый большой объем специфической нагрузки, что в какой-то мере (хотя и временно) снижает его скоростные возможности (до 2,5 сек.). Некоторое увеличение разницы (до 1,2 сек.) в соревновательном периоде вовсе не является следствием падения скоростной выносливости, ибо сумма шести результатов становится самой малой—176,9 сек., просто-напросто она сигнализирует о значительно возросших скоростных возможностях пловца.
Отклонения от приведенной тенденции изменения результатов, показываемых при выполнении упражнения 6x50 м, должны настораживать тренера. Особенно нежелательной оказывается та методика подготовки (и динамика нагрузки), которая не обеспечивает пловцу неизменного (от этапа к этапу, из месяца в месяц) улучшения суммы шести результатов и не приводит его в соревновательном периоде к более высокому уровню скоростных возможностей.