Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 35 гостей онлайн


Основы тренировки - Требования к дополнительной нагрузке

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   Каким же требованиям должна отвечать дополнительная нагрузка, чтобы ее можно было повседневно использовать для оценки работоспособности пловца? Во-первых, тест обязан вписываться в содержание любого тренировочного урока, не влияя на его направленность; во-вторых, отличаться большой чувствительностью к малейшим изменениям физического и психологического состояния спортсмена; в-третьих, характеризоваться простотой и удобством выполнения.
   Такой дополнительной нагрузкой является проплывание 200 м кролем в пол-силы. В начале урока приведенная нагрузка может служить частью разминки, в середине и в конце —активным отдыхом. Для квалифицированного спортсмена даже двух-трехразовое проплывание в тренировке 200 м в 1/2 силы не изменит ее существа, никак не отразится на основной направленности урока.
Как показали комплексные врачебно-педагогические исследования (В. Гориневская, К- Инясевский, Л. Макаренко, А. Шиошвили), результаты выполнения дополнительной нагрузки в виде проплывания 200 м совместно с данными о восстановлении пульса в течение 2-минутного отдыха позволяют довольно объективно судить об уровне работоспособности пловца.
Познакомимся с тестом более подробно. Спортсмен проплывает 200 м кролем в 1/2 силы в начале урока, если необходимо изучить влияние следов прошлых занятий; в середине и в конце урока (обязательно после небольшого активного отдыха) в случаях, когда требуется узнать, как воздействуют на организм какие-либо отдельные упражнения или тренировочные занятия в целом. Регистрируются: время, затраченное на проплывание дистанции (результат), пульс в течение 10 сек. тотчас после заплыва, а также в конце 1-й и 2-й минут отдыха.
В зависимости от состояния спортсмена оказывается, что:

  1. субъективно одна и та же степень мобилизации дает разницу в результатах на 200 м до 30—40 сек.; чем больше утомлен спортсмен, тем хуже у него время проплывания контрольной дистанции;
  2. одинаковая субъективная (в 1/2 силы) и объективная (по реакции пульса) мобилизация приводит к колебаниям результата на 200 м до 20—25 сек.;
  3. при одной и той же интенсивности (в 1/2 силы) проплывания 200 м наблюдается различная реакция пульса, которая схематически может быть представлена так: а) благоприятная реакция типа 25—17—13 (после умеренной нагрузки); б) реакция замедленного восстановления типа 27—20—19 или 22—18—17 (после большой нагрузки при удовлетворительном состоянии спортсмена); в) ступенчатая реакция типа 25—15—18 (после максимальной нагрузки при неудовлетворительном состоянии спортсмена, которое сопровождается плохим сном и аппетитом, падением веса, болями в печени, «развалом» техники, падением результатов в упражнениях и т. д.).

   Для большей наглядности рассмотрим данные о выполнении теста спортсменкой, специализирующейся в плавании брассом, в течение одного из нагрузочных месяцев на втором этапе подготовительного периода .
На протяжении 1, 2 и 3-й недель спортсменка осваивала неизменно возрастающие нагрузки, которые, наслаиваясь одна на другую, к середине 3-й недели  достигли  максимальной  величины (см. ступенчатый тип реакции в 29, 36 и 37-м уроках). 4-я неделя, очевидно, была посвящена активному отдыху, что обеспечило хорошие условия для бурного течения восстановительных процессов. В итоге на 48-м уроке спортсменка преодолела 200 м за 3 мин. 01 сек. при отличной реакции пульса — 27—16—11.
Несмотря на то что спортсменка всегда преодолевала 200 м в 1/2 силы, ее результаты колебались от 2 мин. 59 сек. до 3 мин. 35 сек., а одна и та же по величине и характеру реакция пульса появлялась в ответ на различное по скорости проплывание этого отрезка (например, на 5-м уроке 3.03, а на 24-м — 3.28 и т. д.).
   Каждая неделя тренировки заканчивалась воскресным отдыхом, после которого работоспособность спортсменки неизменно улучшалась. Дозирование нагрузки осуществлялось в соответствии с данными о выполнении рассмотренного теста.
Из примера видно, что систематическое использование дополнительной нагрузки в виде проплывания 200 м кролем в 1/2 силы помогает  решать задачи не только второго, но и третьего типа тренировочных уроков, ибо планируемый после больших нагрузок активный отдых содействует восстановлению сил пловца, что, в свою очередь, сопровождается повышением результатов в контрольных заплывах на 200 м и значительным улучшением реакции сердечно-сосудистой системы.
Содержание уроков с активным отдыхом меняется в течение всего года. На первом этапе подготовительного периода, когда основная нагрузка планируется на суше (гимнастика, лыжи, гребля и др.), для разгрузки спортсмена с успехом используются занятия в теплой воде (произвольное купание, совершенствование в технике всех способов плавания и игра в водное поло, выполнение элементов художественного плавания, легкие подвижные игры и др.). На втором этапе, в период объемных и интенсивных специфических нагрузок в воде, пловец лучше отдыхает на суше (во время пеших и лыжных прогулок, облегченных спортивных и подвижных игр, катания на лодке и т. д.).
   В соревновательном периоде тренер чаще всего сталкивается с двумя видами утомления пловца: с эмоциональным и физическим. Первое является следствием интенсивных переживаний, неумения управлять своей волей, эмоциями или результатом слишком большой внутренней мобилизации пловца на достижение успеха в каких-то определенных и важных для него соревнованиях.
Лучшим «лекарством» от интенсивных переживаний являются «мягкие» и объемные тренировочные нагрузки. Они успокаивают спортсмена, улучшают его сон, аппетит и тем самым содействуют достижению более высоких результатов в соревнованиях. Эмоциональная усталость, являющаяся средством чрезмерной мобилизации сил, требует к себе очень большого внимания. Обычно спортсменам, находящимся в таком состоянии, значительно снижают объем и интенсивность упражнений в воде, предлагают временно переключиться на другие способы плавания, уменьшают количество тренировочных уроков в бассейне, рекомендуют заниматься тонизирующей гимнастикой и побольше находиться на свежем воздухе.
Значительно реже в соревновательном периоде наблюдаются случаи физического утомления. Современная методика подготовки обязывает тренера заблаговременно «разгружать» пловца от тех нагрузок, которые он освоил на втором этапе подготовительного периода, с тем, чтобы к моменту соревнований спортсмен был по-настоящему «свеж». Однако известны случаи, когда тренеры запаздывают с «разгрузкой» и пловцы, организм которых полностью не восстановился, стартуя на соревнованиях, оказываются в состоянии глубокого физического утомления. Вывести их из этого состояния удается только с помощью чередования Уроков активного отдыха на суше и в воде.