Главная Основы тренировки


Основы тренировки - Принцыпы спортивной тренировки

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период

   К проблеме дозирования нагрузки прямое отношение имеют специфические принципы спортивной тренировки, которые впервые сформулировал Л. П. Матвеев. Остановимся на некоторых из них.
   Непрерывность тренировочного процесса при систематическом чередовании нагрузок и отдыха. Этот принцип выдвигает по меньшей мере два требования: 1) воздействие каждого последующего урока должно наслаиваться на «следы» от предыдущего; 2) интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления спортсмена до предполагаемого уровня.
   Что должно пониматься под «следами» от предыдущих тренировочных воздействий? Очевидно, те положительные сдвиги в организме, которые ощущает сам спортсмен, фиксирует его тренер (по тестам и другим показателям), объективно измеряет врач, физиолог или биохимик. Смысл первого требования заключается в том, что между отдельными занятиями не следует планировать слишком большие интервалы отдыха, которые приводили бы к исчезновению «следов» и нарушению непрерывности тренировочного процесса.
   Какие же интервалы отдыха необходимо считать достаточными? На первый взгляд те, которые обеспечивают восстановление с избытком. Ибо, если очередное занятие совпадает с фазой повышенной работоспособности пловца, появляется возможность освоить значительно большую по объему и интенсивности нагрузку. Однако вся передовая практика спорта давно уже отвергла это положение. Подготовка квалифицированного пловца, как правило, осуществляется на фоне неполного восстановления функционального состояния различных органов и систем. «Смысл тренировки в условиях частичного недовосстановления функций, — справедливо поясняет Л. П. Матвеев, — вытекает из той же концепции взаимодействия процессов расходования и восстановления. Если расходование «функциональных потенциалов» является стимулом для восстановительных процессов, если интенсивность этого расходования соразмерна (в определенных границах) с величиной «сверхвосстановления», то напрашивается мысль о целесообразности суммирования эффекта нескольких тренировочных занятий таким образом, чтобы предъявить к организму наиболее жесткие требования и в результате получить интегральный подъем его функциональных возможностей в период последующего отдыха».
   Современная практика не только подтвердила правильность этой идеи, но и развила ее еще глубже: при планировании тренировки мастеров водной дорожки перешли от суммирования влияний нескольких занятий к достижению интегрального воздействия, которое является следствием выполнения на фоне недовосстановления большой работы в течение всего первого этапа подготовительного периода. Все чаще раздаются голоса о пользе, которую можно получить, если подобного рода «ударным» нагрузкам будут отводиться не только этапы, но и вся подготовка на протяжении большого цикла, особенно в годы, предшествующие чемпионатам мира, олимпийским играм и другим ответственным соревнованиям.
С ростом квалификации и подготовленности пловца изменяется не существо, а лишь внешние стороны построения процесса тренировки. Работоспособность новичка всегда оказывается такой незначительной, что после выполнения любого упражнения тренеру приходится предоставлять ему отдых. Спортсмены-разрядники в состоянии уже справляться с тяжелыми программами уроков второго типа, мастера водной дорожки осваивают нагрузку в условиях недовосстановления в течение целых этапов,  а  рекордсмены  будущего наверняка пойдут еще дальше.