Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 48 гостей онлайн


Основы тренировки - Закономерности развития спортивной формы

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период

   В результате анализа передовой практики и ряда научных исследований (А. Н. Крестовников, Н. Г. Озолип, С. П. Летунов, Л. П. Матвеев и др.) в последние годы содержание понятия «спортивная форма» существенно изменилось. Наиболее полно это понятие сформулировал Л. П. Матвеев как «состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям, которое приобретается спортсменом в результате соответствующей подготовки на каждой новой ступени спортивного совершенствования.
   Раз речь идет об оптимальной, т. е. наилучшей, готовности, то спортивная форма не может быть «плохой» или «хорошей» и др. Хотя именно так зачастую ее характеризуют на страницах спортивной прессы.
  Состояние оптимальной готовности пловца к спортивным достижениям складывается из многих компонентов: тренированности, физической, технической, тактической и психологической подготовленности.
Тренированность измеряется работоспособностью спортсмена в определенных физических упражнениях. В процессе регулярных занятий она растет главным образом благодаря повышению функциональных возможностей всех органов и систем организма (особенно нервной, кровообращения, дыхания и обмена веществ). Высокий уровень тренированности пловца характеризуется отличной подвижностью нервных процессов, быстротой врабатываемости организма и способностью мгновенно переключаться с одного уровня работы на другой, уреженным пульсом и дыханием в покое, увеличившимся «ударным объемом сердца». Чем тренированнее спортсмен, тем экономичнее работают его органы и системы, тем большие физиологические сдвиги наблюдаются в ответ на предельно острые нагрузки, тем активнее протекают процессы восстановления.
  Однако для достижения высоких результатов недостаточно быть только хорошо тренированным. При одинаковом уровне работоспособности всех органов и систем организма превосходство оказывается на стороне того пловца, который добился лучшего физического развития и подготовленности, освоил более современную технику и тактику, закалил свои нервы, воспитал волю. Именно поэтому спортивная форма понимается как состояние всесторонней готовности спортсмена к высоким достижениям, к борьбе за победу на каких-либо соревнованиях.
   На каждой новой ступени подготовки пловца (о продолжительности которой будет сказано ниже) должно осуществляться направленное совершенствование всех частей, составляющих спортивную форму.
Стало быть, физические качества (особенно сила, гибкость и выносливость) необходимо развивать не вообще, а с учетом не только способа плавания, но и длины дистанции.
   Техническая подготовка в конечном счете всегда решает задачи реализации возросших функциональных возможностей и физических качеств спортсмена. В самом деле, техника пловца, его стиль (индивидуальная манера) всегда должны соответствовать уровню развития физических качеств. Например, если увеличилась сила и выносливость пловца, повысились его функциональные возможности, тренер обязан использовать эти предпосылки для формирования более эффективной техники, отличающейся от прошлой возросшим темпом и качеством движений, их экономностью, согласованностью и т. д.
   На всех ступенях подготовки пловца совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, а следовательно, и психические процессы (ощущения, восприятия, внимание, эмоции, волевые усилия и т. д.). В тренировке квалифицированного спортсмена— это один из главных разделов, который в значительной мере определяет успех достижения конечной цели.
В процессе становления спортивной формы тактической подготовке отводится особая роль. Овладев средствами борьбы, такими, как физическая, техническая и психологическая подготовленность, каждый пловец обязан научиться искусству их правильного использования.
   Таким образом, на каждой ступени тренировки пловца состояние спортивной формы оказывается своеобразным венцом, который объединяет все многообразие сторон его подготовленности в единое и гармоническое целое.
Наиболее точным критерием оценки состояния пловца является спортивный результат. Сопоставляя на каждом этапе методику подготовки с динамикой результатов в контрольных соревнованиях и основных упражнениях, можно довольно объективно судить о том, какое воздействие на спортсмена оказывают применяемые средства, методы, словом,— вся система тренировки в целом.
Однако показанные результаты дают лишь общее представление об изменении состояния пловца: констатируют утрату или становление спортивной формы, а в случае рекордных достижений сигнализируют о наступлении «оптимальной готовности».
Для выявления слабых сторон подготовленности спортсмена необходимо вести тщательные наблюдения за характером преодоления основной дистанции (за раскладкой, которая помогает определять соотношение скоростных возможностей и скоростной выносливости); изучать состояние психики пловца до, во время и после заплыва; пользоваться объективными критериями в оценке его тренированности, техники, тактики и т. д.
   Таким образом, для круглогодичного управления состоянием спортсмена и спортивной формой необходимо широкое использование и кропотливое совершенствование уже получившей признание комплексной системы медико-биологического и педагогического контроля.
   В настоящее время уже доказано, что развитие спортивной формы носит фазовый характер.
В начале каждой очередной ступени тренировки пловца главное внимание необходимо уделять общей физической подготовке. Это способствует увеличению тренированности пловца, повышает уровень развития его физических и волевых качеств, но одновременно разрушает ту гармонию в подготовленности, которая раньше характеризовала спортивную форму. В итоге значительно ухудшаются достижения при плавании основным способом, но создается более высокий уровень общей подготовленности, строится «фундамент», необходимый для новой спортивной формы.
   Для современной методики тренировки пловца весьма характерным является то, что за этапом общей физической подготовки следует время, отводимое под узкоспециализированную работу. Оно-то и посвящается становлению спортивной формы. Создание фундамента и процесс становления «оптимальной готовности» принято объединять в первую фазу развития спортивной формы.
Вторая получила название фазы относительной стабилизации или сохранения спортивной формы. Термины «стабилизация», «сохранение» не означают остановку в росте достижений, наоборот, они подтверждают, что спортсмен достиг такого состояния, когда уже нет оснований для регресса, а имеются все предпосылки, позволяющие пловцу улучшать результаты в соревнованиях, проводимых по возрастающей значимости. Все это не исключает некоторого колебания работоспособности, которое может быть вызвано волнообразным планированием нагрузки, участием спортсмена в ответственных стартах, заболеванием и т. д.
   Третьей является фаза временной утраты спортивной формы. Ее необходимость доказывается самой жизнью. Во-первых, удержание «оптимальной готовности» и успешное участие в соревнованиях связаны с известной мобилизацией сил спортсмена. Эта-мобилизация может быть тем значительнее и дольше, чем прочнее у пловца фундамент предварительной подготовки. Однако суммирующееся утомление так или иначе выведет его из состояния спортивной формы.
   Во-вторых, для формирования новой в качественном отношении «оптимальной готовности» пловца после соответствующего отдыха необходимо вернуться к такого рода воздействиям, которые вызывали бы значительное повышение тренированности, стимулировали развитие физических и волевых качеств, позволяли создать предпосылки для нового совершенствования в технике и тактике. Поэтому временная утрата спортивной формы является объективной закономерностью, условием ее дальнейшего развития.
 
Содержание большого цикла подготовки пловца
Современная периодизация тренировки пловца осуществляется в строгом соответствии с закономерностями развития (а стало быть, и управления!) спортивной формы. Поэтому большой цикл подготовки делится на следующие периоды и этапы: подготовительный, соответствующий первой фазе, во время которой закладывается фундамент общей подготовленности (первый, общий, этап) и происходит становление «оптимальной готовности» (второй, специальный, этап); соревновательный, протекающий в условиях решения задач, характерных для второй фазы, и, наконец переходный, соответствующий фазе временной утраты спортивной формы.