Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 41 гостей онлайн


Основы тренировки - Первый этап подготовительного периода

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период

 На первом, общем, этапе подготовительного периода решаются задачи: 1) укрепления здоровья, 2) совершенствования физического развития, 3) направленного воспитания физических качеств, 4) повышения функциональных возможностей всех органов и систем, 5) развития двигательной одаренности, 6) воспитания бойцовских качеств и тактического мышления.
Решение всех этих задач достигается главным образом благодаря использованию средств общей физической подготовки. Причем особое внимание уделяется укреплению здоровья спортсмена. За последние годы наблюдается пренебрежительное отношение тренеров к решению этих задач. Замыкаясь в узком кругу методических и организационных вопросов, многие из них забывают о специфике подготовки пловца, о вредном микроклимате закрытых бассейнов, отрицательном влиянии па организм спортсмена Длительного пребывания в воде, неблагоприятных изменений температуры воды и воздуха в открытых и закрытых бассейнах и о многом другом. Все это приводит к частым случаям хронических заболеваний (особенно ЛОР-органов), к ощутимому снижению общей и специальной работоспособности. В итоге пловец не только не раскрывает природного таланта, а, наоборот, под воздействием больших нагрузок все более и более расшатывает свое здоровье. В связи с узкоспециализированной тренировкой подобного рода явления в ряде случаев принимают угрожающий характер. К примеру, автору, благодаря помощи доктора В. А. Левандо, удалось познакомиться с состоянием здоровья 20 одаренных мастеров водной дорожки. В 12 случаях (т. е. у 60% состава группы) был обнаружен хронический тонзиллит, в 14 — аденоиды (70% состава), в 11—синуситы (10 из которых гаймориты), в 4 — хронические риниты, в 5 — хронические фарингиты и в 8 — понижение слуха.
Реакция ЛОР-органов на специфическую нагрузку (в воде) отмечалась в виде гиперемии и отека средней и нижней носовых раковин, гиперемии слизистой оболочки глотки, изменения отоскопической картины, изменения слуха по костной и воздушной проводимости.
Весьма показательны и справедливы следующие выводы доктора В. А. Левандо: 1) ряд факторов, таких, как водная среда, повышенная влажность воздуха, наличие хлористой, хлористо-водородной и хлорной кислот, искусственное освещение, — все это может привести к изменениям состояния ЛОР-органов;

  1. повышенная заболеваемость пловцов хроническим тонзиллитом, а также наличие большого процента аденоидов связано прежде всего с постоянным охлаждением и реинфицированием в условиях больших нагрузок. Нарушение носового дыхания ведет к изменению нормального лимфо- и кровообращения носоглотки, к развитию хронических аденоидов со всеми вытекающими последствиями;
  2. хронические заболевания придаточных пазух носа связаны с постоянным попаданием воды, микротравмами слизистой оболочки. Наиболее простой механизм заболевания — это закупорка вследствие отека или воспаления выходного отверстия пазухи и возникновения катарального, а в дальнейшем гнойного процесса;
  3. изучение состояния среднего уха у пловцов свидетельствует об остаточных явлениях мариоотитов, в ряде случаев локализующихся в верхних отделах барабанной полости. Случаи спонтанных вестибулярных проявлений подтверждают возможность в процессе спортивного плавания перераздражения системы полукружных каналов и отолитовой системы;
  4. пловцы, у которых обнаружены хронические заболевания ЛОР-органов, нуждаются в тщательном лечении и проведении специальных профилактических мероприятий.

Лечение осуществляется в переходном периоде, а для серьезной профилактики наиболее удобным является первый этап подготовительного периода. С этой целью следует планировать мероприятия по закаливанию, большую часть нагрузки выполнять на суше и стремиться, чтобы пловец как можно меньше времени находился в закрытом помещении.
Такая организация подготовки не только укрепляет здоровье спортсмена, но и способствует более эффективному развитию физических качеств (особенно силы, гибкости, общей выносливости), значительному увеличению объема нагрузки (ибо пловец осваивает его на суше!), совершенствованию двигательных возможностей (круг необходимых навыков и умений на суше значительно шире), сохранению до конца этапа (несмотря на прогрессирующий объем нагрузки) высокого по эмоциональности уровня каждого занятия и желания тренироваться в воде.