Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 21 гостей онлайн


Основы тренировки - Физическая подготовк

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период

   Физическая подготовка. На первом этапе занятия почти полностью сводятся к общей физической подготовке.
Прежде всего тренеру следует определить содержание и продолжительность ежедневной утренней гимнастики, убедить спортсмена в значимости этого мероприятия. С этой целью ему неплохо напомнить, что благодаря систематическим 30-минутным упражнениям за год суммируется более 180 часов направленного совершенствования не только физического, но и волевого: с вечера пловцу приходится заблаговременно ложиться спать, по утрам — вовремя просыпаться и тотчас же приступать к упражнению.
В первые недели каждого нового большого цикла подготовки утренняя гимнастика должна носить «мягкий» характер и, независимо от погоды, выполняться под открытым небом. Ее рекомендуется начинать с быстрой ходьбы и легкого бега (до появления первых признаков хорошего разогревания), затем переходить к общеразвивающим упражнениям (с акцентом на ликвидацию недостатков в физическом развитии пловца), далее — к комплексам упражнений на гибкость и расслабление; наконец, завершая занятие, следует планировать непродолжительную пробежку, ходьбу, дыхательные упражнения и обязательно водные процедуры (обливание или обтирание холодной водой).
  Для повышения функциональных возможностей вегетативных систем организма и совершенствования его аэробной производительности в начале первого этапа подготовительного периода с успехом применяются самые различные упражнения, выполняемые с умеренной интенсивностью: длительная спортивная ходьба, кросс, гребля, передвижение на лыжах, проплывание всеми способами длинных дистанций и др. Их выбор в какой-то мере зависит от сезона и местных условий, однако всегда необходимо помнить, что задача решается лучше, если подбираются средства, в которых активное участие принимает большее количество мышечных групп пловца. Поэтому гребле и ходьбе на лыжах следует отдавать предпочтение по сравнению со спортивной ходьбой и бегом, а кроссы по пересеченной местности неплохо проводить с использованием лыжных палок.
   Все перечисленные средства весьма важно использовать на лоне природы — в лесу, поле, на реке или озере, ибо для более интенсивного развертывания дыхательных процессов необходим чистый и богатый кислородом воздух.
   Продолжительность уроков постепенно возрастает и в отдельных случаях может достигать 3—4 часов, а иногда и больше.
В гребле и ходьбе на лыжах такие занятия приобретают характер походов, поэтому их следует тщательно продумывать и хорошо организовывать.
   Под руководством тренера пловцы проверяют состояние инвентаря и одежды, врач принимает меры, предупреждающие потертости, солнечные удары или обмораживания и проч. Старший тренер определяет маршрут, точное время выхода, график прохождения дистанции, час возвращения на базу.
   Занятия на лыжах целесообразно проводить для всей группы вместе. Возглавлять колонну обычно поручают опытному тренеру с 5—6 лучшими лыжниками-мужчинами. Продвигаясь по целине в заданном направлении, они поочередно прокладывают лыжню. Женщины и слабоподготовленные лыжники с замыкающим старшим тренером находятся в хвосте колонны. Таким образом, несмотря на одинаковую скорость продвижения группы, состояние лыжни (от головы до хвоста колонны) будет отлично нивелировать усилия спортсменов, имеющих разную подготовленность.
   Во время гребли и при проведении кроссов пловцов следует разбивать по силам. Как и во время лыжных походов, в уроках упомянутой направленности основным методом выполнения упражнений является равномерный. При использовании длительной спортивной ходьбы и бега эффективность занятий увеличивается, если через определенные (но большие) промежутки времени их чередовать с упражнениями на. силовую выносливость для мышц плечевого пояса, туловища и рук.
Выше уже говорилось о том, что малоинтенсивное и длительное выполнение упражнений характерно лишь для начального этапа совершенствования общей выносливости, когда осуществляется закладывание определенного фундамента для последующего более острого воздействия на функциональные «потолки» многих внутренних органов и систем пловца.
   Упражнения на лыжах, в гребле, спортивной ходьбе и беге выполняются и в других, различных по характеру и интенсивности, режимах. Приведем, к примеру, наиболее типичные из них, которые уже апробированы при подготовке квалифицированных пловцов.
   Равномерное прохождение дистанций 20, 15, 10, 8, 5 и 3 км в умеренном, большом и околопредельном темпе.
5 — 3 X (300 м в околопредельном + 700 м в умеренном темпе), или 5 — 3 X (300 м в предельном + 700 м в свободном темпе), или 5 — 3 X (500 м в околопредельном + 500 м в свободном темпе), или 5 — 3 X (500 м в околопредельном + 500 м в умеренном темпе), или 5 — 3 X (500 м в предельном + 500 м в свободном темпе) и т. д.
Повторное преодоление отрезков: (2 — 3) X 10 км, (4 — 5) X Х5 км, (5 —7)ХЗ км, (6 —8)Х2 км, (8—10) X 1 км, (10 — 16) X 0,5 км в умеренном, большом и околопредельном темпе.
   Комбинированные режимы типа: равномерное прохождение 5 км в умеренном темпе + 20 км переменно (2 км в предельном + 2 км в свободном темпе) X 5 или равномерное прохождение 3 км в умеренном темпе + повторное прохождение 4 X 5 км в околопредельном + 3 км в свободном темпе и т. д.
   Для выполнения приведенных упражнений пловцов следует разбить не только по полу, но и по силам, располагая в голове каждой подгруппы наиболее подготовленных спортсменов. Большое значение имеет умелый выбор рельефа местности. Обычно лыжню прокладывают, утаптывают и опробуют во время разминки с таким расчетом, чтобы «рабочие» отрезки и дистанции приходились на сильнопересеченную местность, а активный отдых в упражнениях падал на затяжные спуски или равнину.
   В аналогичных режимах целесообразно выполнять упражнения в гребле, спортивной ходьбе и беге по мягкому грунту и пересеченной местности. При этом нагрузку следует дозировать не по пройденному расстоянию, а по времени (минутам, затраченным на продвижение или отдых).
   Кроме перечисленных упражнений на суше для развития общей выносливости и активного воздействия на функциональные «потолки» спортсмена на первом этапе подготовительного периода широко используются такие средства общей плавательной подготовки, как тренировочные упражнения в комплексном плавании и водное поло.
Во время освоения больших по объему нагрузок в воде частичное переключение с основного способа плавания на дополнительные играет положительную роль. Тренировка в комплексном плавании одинаково полезна для пловцов,, специализирующихся в разных способах. При постоянном переключении с одного навыка на другой меньше утомляется психика спортсмена, создаются благоприятные условия для более глубокого воздействия на все системы его организма.
Для первого этапа подготовительного периода характерны следующие основные режимы упражнений в комплексном плавании:
равномерное преодоление дистанций 2000, 1600, 1200 и 800 м со сменой способа плавания через каждые 200, 100 или 50 м в свободном, умеренном и большом темпе.
   Например, для 1600 м: [800 м (4 X 200 м) в околопредельном + 800 м (4 X 200 м) в свободном темпе]; [400 м (4 X 100 м) в большом + 400 м (4 X 100 м) в свободном темпе] X 2; [200 м (4 X 50 м) в околопредельном + 200 м (4 X 50 м) в свободном темпе] X 4; [100 м (4 X 25 м) в предельном + 100 м (4 X 25 м) в свободном темпе] X 8.
Для 400 м: [200 м (4X50 м) в околопредслыюм + 200 м (4 X 50 м) в свободном темпе]; [100 м (4 х 25 м) в большом + + 100 м (4 X 25 м) в свободном темпе] X 2; (каждым способом 50 м в околопредельном + 50 м в свободном темпе) X 4; (каждым способом 25 м в предельном + 25 м в свободном темпе) X 8.
   Повторное преодоление дистанций типа: 2 — 3 X 800 м со сменой способа плавания через каждые 200, 100 или 50 м в свободном, умеренном и большом темпе; 5 — 6 X 400 м со сменой способа плавания через 100 или 50 м в умеренном, большом и околопредельном темпе; 8— 10 x 200 м со сменой способа плавания через каждые 50 м в умеренном, большом и околопредельном темпе; 12—16 X 100 м со сменой способа плавания через 100, 50 или 25 м и 16 — 24 X 50 м со сменой способа плавания через 50 или 25 м в большом и околопределыюм темпе и др.