Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 57 гостей онлайн


Основы тренировки - Психологическая подготовка

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


  Хорошо, когда квалифицированные пловцы выходят на старт ответственных соревнований в состоянии полной психологической готовности. Такое состояние характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, исключительной ясностью мысли и трезвой оценкой своих сил, отсутствием страха, стремлением активно и до конца бороться за высокий результат или победу. В подобного рода состоянии пловцы отлично управляют своими действиями, чувствами, поведением в целом; проявляют максимум находчивости в сложных ситуациях спортивной борьбы, оказываются устойчивыми ко всякого рода внешним (непривычной температуре воды, ветру, недоброжелательному отношению зрителей) или внутренним (прогрессирующему утомлению, неожиданным болям, травмам и др.) влияниям.
   Таким образом, состояние психической готовности является одним из компонентов спортивной формы. Отсутствие этого компонента приводит к неожиданному поражению пловца в соревнованиях,  значительному  падению уровня его достижений.
Состояние психической готовности не возникает само по себе, оно формируется врезультате длительного и упорного совершенствования— направленной психологической подготовки пловца.
Психика, или сознание, — свойство коры головного мозга, в Основе которого лежат сложные нервные процессы. Нарушение Нормального протекания этих процессов приводит к соответствующим аномалиям в деятельности сознания человека.
Различают психические процессы, связанные с познавательной деятельностью (внимание, ощущения, восприятия, мышление, память), с отношением к окружающим явлениям (различные шоции) и волевыми действиями (волевые усилия, стремления, желания и др.). Все они должны совершенствоваться не только круглогодично, но и повседневно во время физической, технической и тактической подготовки пловца.
   Психологическую подготовку целесообразно делить на общую и специальную. Общая способствует повышению результатов в условиях любого соперничества, устанавливает гармоническое взаимодействие между физическими и психическими качествами человека; специальная — формирует состояние полной психической готовности к неповторимым условиям каждого конкретного соревнования.
   Весь первый этап подготовительного периода посвящается общей психологической подготовке. В начале сезона для выяснения слабых сторон пловцов тренер стремится изучить каждого портсмена. С этой целью неплохо прибегать к услугам специалистов (психологов, врачей).
   Однако в повседневной практике познание личности пловца Является делом тренера, который систематически наблюдает за Доведением своего воспитанника, изучает его действия, поступки, анализирует причины их породившие. Такое познание личности Спортсмена станет более систематизированным и достоверным, если  тренер  будет составлять  развернутые  характеристики, периодическое сопоставление которых позволит ему оценить, каким был раньше и каким стал в настоящее время тот или иной пловец.
Очень полезную схему характеристики личности спортсмена предложил А. Ц. Пуни.
Использование схемы помогает тренеру детальнее разобраться в слабых сторонах подготовленности пловца, разработать более объективную программу действий.
   Нравственное воспитание. Напомним, что мораль (нравственность) есть не что иное, как правила, нормы, принципы поведения людей, которые определяют мотивы их поступков, обязанности и отношение друг к другу, к обществу.
Мотивы, побуждающие пловца бороться за достижение высот современного мастерства, могут быть разные. С одной стороны, это преданность делу коммунизма, желание своими победами и рекордами прославить Родину, продемонстрировать всему миру успехи Советского государства; с другой — эгоистическое стремление спортсмена добиться каких-либо моральных и материальных выгод.
Тренер одаренного пловца зачастую сталкивается с серьезными трудностями: ему приходится находить общий язык с родителями ученика, воздействовать на его недоброжелателей, бороться с пагубным влиянием «покровителей» и тех спортсменов, которые периодически заражаются «звездной болезнью».
    Хорошо поставленное нравственное воспитание молодежи в процессе спортивной тренировки является, с одной стороны, весьма эффективным средством формирования облика активного строителя коммунизма. Да это и не удивительно, ведь в спорте, как нигде, благодатна- почва для воспитания любви к Родине, чувства коллективизма, воспитания сознательной дисциплины, целеустремленности, инициативности, смелости, решительности и других качеств!
С другой стороны, коммунистическая идейность и деловитость пловца всегда мобилизуют его на более полное и активное решение задач тренировки. На этом основывается формирование советской спортивной этики, которая проявляется в сознательной дисциплине и трудолюбии, желании достигнуть здоровья и физического совершенства для того, чтобы проявить свои физические способности в труде и спорте, бороться за установление мировых рекордов, вместе с товарищами по команде прославлять свою Родину.
По-иному мыслят и действуют эгоистично настроенные, порой даже очень одаренные, спортсмены. Добившись больших успехов или положения в команде, они не только не мобилизуют себя на достижение следующих, более высоких, рубежей, но и стараются расхолаживать своих потенциальных конкурентов — рекомендуют им тренироваться лишь для удовольствия, избегать больших нагрузок, «отдыхать» за счет отклонения от режима.
   Советская спортивная этика положительно влияет на поведение выдающегося мастера водной дорожки, который должен быть скромным, честным и справедливым; уважать зрителей, товарищей по команде и противников, не выпячивать свои заслуги; бережно относиться к общественной собственности (особенно к спортивным сооружениям, инвентарю, оборудованию, форме и др.); строго соблюдать режим, передавать свой положительный опыт молодежи и т. д.
   Воспитывать спортсмена в духе коммунистической морали удается только в тех случаях, когда систематически мобилизуются и совершенствуются его волевые качества, такие, как целеустремленность, настойчивость, инициативность, смелость, решительность, самообладание и дисциплинированность. Стало быть, нравственное воспитание в процессе спортивной тренировки можно представить в виде двух главных составляющих — совершенствования моральных и волевых качеств.
   В условиях первого этапа подготовительного периода задачи нравственного воспитания квалифицированного пловца должны решаться широким фронтом. Общая направленность тренировки, разнообразие планируемых средств, коллективная форма организации большинства занятий, сочетание объемной физической нагрузки в спорте с напряженной учебой в школе, техникуме или вузе — все это создает весьма благоприятные условия для воздействия не только на сознание, но и на поведение спортсмена.
В начале каждого сезона для квалифицированного пловца разрабатывается план круглогодичной тренировки. Очень важно, чтобы в этом активно участвовал и сам спортсмен. Четкое понимание конечной цели тренировки, необходимость решения сложного комплекса текущих задач будут способствовать воспитанию идейной направленности, убежденности пловца; помогут еще лучше мобилизовать свои волевые качества.
   При составлении годового плана особое внимание следует уделять сочетанию учебы со спортивной подготовкой мастера водной дорожки. На ярких примерах тренер обязан продемонстрировать своему воспитаннику, какое значение имеет рост общих и специальных знаний, убедить его в важности не только настойчивого упражнения мускулов, но и развития интеллекта, мобилизовать на решение этой трудной задачи.
   Квалифицированный спортсмен должен строго выполнять четкий распорядок дня; правильно планировать время на учебу, общественно полезную деятельность, тренировку, прием пищи, досуг, культурные мероприятия, сон и пр.
Тренер не имеет права забывать о той роли, которую играют в формировании личности человека общественно полезный труд, литература и искусство. Как бы ни был загружен его воспитанник на первом этапе подготовительного периода, для этого всегда должно находиться время.
   Метод практического приучения пловца уже в начале каждого сезона предполагает необходимость преодоления целой системы трудностей, безусловного выполнения режима дня, освоения постепенно усложняющихся тренировочных заданий, систематического участия в соревнованиях по ОФП, соблюдения дисциплины и норм советской спортивной этики.
   Чем квалифицированнее пловец, тем безупречнее должно быть его поведение и выше требования тренера. К сожалению, встречаются еще горе-педагоги, которые забывают об этом золотом правиле и превращаются в добрых нянек: снисходительно относятся к капризам своих талантливых учеников, наделяют их различными привилегиями (позволяют опаздывать на тренировки, освобождают от построений и подготовки мест занятий, «не замечают» случаев самовольного ухода из бассейна и пр.), готовы услужливо подавать им инвентарь или форму, прощают высокомерное отношение к товарищам по команде и т. д.
   Так, постепенно, создаются благоприятные предпосылки для «звездных» заболеваний, а «заботливый» тренер со временем начинает понимать, что он не только утрачивает способность управлять своим любимцем, но и теряет авторитет у коллектива пловцов в целом.
Процесс управления поведением квалифицированного спортсмена не всегда протекает гладко. Подчас даже у весьма требовательных и принципиальных педагогов встречаются «трудные» ученики, которые не желают до конца подчиняться убеждениям своих наставников. В таких случаях приходится прибегать к воздействиям в форме порицаний, а иногда принуждать или наказывать упрямцев.
Одновременно не следует забывать о поощрении, которое вселяет спортсмену уверенность в правоте своих действий, активизирует его отношение к тренировке. Поощрение не имеет ничего общего с упомянутой формой привилегий. Оно не расхолаживает, а, наоборот, мобилизует пловца, ибо всякая похвала или одобрение тренера, а также признание успехов спортивным коллективом, награда за высокое достижение или благородный поступок, присвоение спортивного звания вдохновляют человека на еще более самоотверженный труд.
   Умелое использование методов нравственного воспитания в процессе тренировки квалифицированного пловца (особенно убеждения, практического приучения, принуждения, наказания и поощрения) вырабатывает у него такие этические нормы, которые постепенно становятся привычными, проявляющимися не только в спортивной, но и в любых других сферах человеческой деятельности.
   Не менее благоприятны условия первого этапа подготовительного периода для воспитания и совершенствования воли спортсмена, т. е. его способности сознательно мобилизовывать свою деятельность на достижение определенных целей, умения подчинять повседневные желания и прихоти решению главных задач, способности настойчиво бороться с любыми возникающими на пути трудностями.
   Совершенствование психических процессов, связанных с познавательной деятельностью, направлено на развитие таких процессов, как ощущения, восприятия, представления, мышление, память и внимание.
   Отражение в сознании человека отдельных свойств окружающих предметов, внешних воздействий или внутренних состояний его организма происходит благодаря ощущениям. В спортивном плавании особую роль играют зрительные, тактильные (осязательные), температурные и кинестетические (мышечно-двигательные) ощущения, а также ощущения равновесия. На первом этапе подготовительного периода их совершенствованием необходимо заниматься повседневно, варьируя технику всех способов плавания не только по форме, амплитуде и согласованию различных движений, но и по их напряжению (добиваясь ощущения различных напряжений и расслаблений основных мышечных групп); прибегая к проплыванию отрезков с закрытыми глазами (для лучшего контроля за движениями); используя элементы прыжков в воду, ныряния, фигурного плавания (для тренировки вестибулярного аппарата) и упражнения в наблюдении за подводными ориентирами .(для совершенствования деятельности зрительного анализатора); акцентируя внимание и осмысливая те различия в ощущениях, которые доступны спортсмену при изменении плотности среды (плавание в соленой или пресной воде) и ее температуры, при варьировании скорости плавания.
   Упомянутые ощущения лежат в основе формирования специализированных восприятий—чувства воды, чувства темпа, чувства скорости продвижения в воде, чувства дистанции. Все они очень сложны и тесно взаимосвязаны: чувство воды создает предпосылки для освоения чувства темпа, без которого не может существовать управляемого (самопроизвольного и точного) варьирования скорости плавания; а последнее, в свою очередь, способствует формированию чувства дистанции (под которым понимается умение спортсмена правильно распределять свои силы с тем, чтобы любую из дистанций соревнований преодолевать равномерно и с максимально высокой, доступной в каждый момент, средней скоростью). Перечисленные специализированные восприятия пловца по крупицам формируются в течение всего подготовительного периода и становятся относительно законченными лишь во время стабилизации спортивной формы.
   В начале каждого сезона, когда доля упражнений на суше достигнет максимума, чувство воды утрачивается. Движения рук и ног спортсмена при плавании становятся жесткими, угловатыми, нарушается их согласованность. С переходом на объемную общую плавательную подготовку чувство воды постепенно возвращается. Оно несколько «тупеет» после тренировок с критическими нагрузками и увеличивается после каждого активного отдыха.
   С появлением чувства воды происходит своего рода качественный скачок в состоянии техники, который ощущает спортсмен и моментально обнаруживает тренер. Этот качественный скачок приводит к неуправляемому повышению скорости плавания: квалифицированный мастер демонстрирует на коротких отрезках высокие результаты, совершенно не отдавая себе отчета об их уровне.