Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 24 гостей онлайн


Основы тренировки - Упражнения на чувство темпа

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   Для того чтобы скорости стали управляемыми, воспитывают чувство темпа. С этой целью рекомендуется выполнять упражнения типа:
а)  проплывание дистанции с заданной интенсивностью (умеренной, большой, околопредельной и предельной), затем активный отдых и преодоление отрезков в «темпе дистанции». Например, 400 м с большой интенсивностью (во время заплыва тренер
подсчитывает количество циклов на каждом 50-метровом отрезке, а спортсмен старается запомнить темп), затем — активный отдых в виде проплывания 200 м с помощью ног с доской и 12x50 м с произвольным интервалом отдыха, но с таким же количеством циклов на каждых 50 м, как и во время проплывания 400 м. После каждого отрезка тренер сообщает, насколько точно спортсмен выполняет упражнение. Считать гребки пловцу не рекомендуется — он должен управлять собой только за счет чувства темпа (темп — это количество движений в единицу времени. В тренировке пловца для удобства, и без особой погрешности, пользуются подсчетом количества циклов не за время, а на отрезке дистанции, равном длине бассейна);
б)  преодоление отрезков с планируемым изменением темпа. Например, упражнение 16X25 м может быть выполнено следующим образом: предположим, что количество циклов на первом отрезке — А, тогда тренер предлагает осваивать темп А+2, или А + 5, или А—2 и т. д.; или А + 1, А + 2, А + 3, А + 2,  А—2, А—3, А—2, А—1, А и т. д.;
в)  преодоление отрезков в темпе основной дистанции со скоростью равной соревновательной. Например, если планируемое
достижение спортсмена при плавании на 400 м вольным стилем
равно 4.09,0, что при плавании с поворота равноценно приблизительно 4.12,0, то соревновательная скорость на каждые
50 м равна 31,5 сек. (4.12,0:8).
  Именно с такой скоростью, но обязательно в темпе 400 м выполняются упражнения типа 12—16X50 м с произвольными и дозированными интервалами отдыха. Главное, чтобы в этих упражнениях на каждом отрезке пловец внушал себе, будто он преодолевает не части, а дистанцию в целом.
   На первом этапе подготовительного периода процесс формирования чувства скорости носит предварительный характер. Пловец находится в таком состоянии, что от него рано еще требовать тонкого дифференцирования эффективности движений. Однако во время совершенствования техники всех способов плавания полезно планировать упражнения, в которых спортсмен научится ориентироваться в скорости проплывания отрезков. Например: 16x25 или 50 м — по 4 отрезка каждым способом с заданием плыть со скоростью, возможно более близкой к предлагаемой (постоянной для одного способа); пх25 или 50 м — по нескольку отрезков каждым способом с заданием добиться какой-то постоянной, установленной тренером, скорости, а затем варьировать ее в ту или иную сторону так, чтобы не ошибаться в результатах, показываемых на отрезках, более чем на секунду. Проплывание с умеренной и большой интенсивностью различных дистанций (от 400 до 2000 м) основным и дополнительными способами по графику (о ходе заплыва тренер обязан информировать спортсмена при помощи условных знаков или сигналов) и т. д.
   Над чувством дистанции в начале сезона работать еще рано, хотя по мере освоения чувства темпа и скорости пловец начинает все лучше и лучше распределять свои силы не только в упражнениях, состоящих из отрезков, но и во время преодоления различных дистанций, правда пока лишь с умеренной или большой, но не околопредельной и предельной интенсивностью.
   В процессе ощущения и восприятия каких-либо предметов и явлений в коре больших полушарий формируются представления. Они, как и восприятие, имеют наглядный характер, но значительно менее отчетливы и легко изменчивы. И все же представления играют важную роль в любой двигательной деятельности человека, а в спортивной в особенности. Многочисленные исследования показали, что достаточно мысленно представить себе какое-либо конкретное физическое упражнение или его отдельную часть (элемент), как в соответствующих двигательных центрах коры больших полушарий головного мозга возникают нервные процессы, сопровождающиеся слабыми двигательными импульсами (идеомоторные акты).
   Систематическое мысленное выполнение упражнений является идеомоторной тренировкой, во время которой в коре головного мозга оживают временные связи, лежащие в основе практического выполнения воображаемых действий. По данным А. Ц. Пуни, при тренировке с мобилизацией воли на образное представление различных движений в условиях лабораторного эксперимента достигается улучшение их точности на 34%, быстроты— 16,8% и силы — на 3,3%.
   Особую роль играют мысленные представления во время непосредственной подготовки выдающихся спортсменов к старту. Известно, что после разминки большинство из них сначала используют полный отдых, затем за 3—5 мин. до начала заплыва выполняют имитационные движения и начинают тщательно сосредоточиваться на предстоящем преодолении дистанции: еще раз оценивают предполагаемое распределение собственных сил, вспоминают те ощущения, которые связаны с оптимальными вариантами техники, тактики, и т. д. Наконец, последняя минута до старта посвящается трехкратному мысленному воспроизведению ощущений, связанных с началом преодоления дистанции (стартовой позы, реакции на выстрел, «расслабленного» полета и входа в воду, первых плавательных движений), и гипервентиляции. Такая идеомоторная подготовка способствует формированию оптимальной готовности пловца к участию в заплыве, позволяет ему избавиться от навязчивых идей или страхов, мобилизует волю. Однако все это является результатом длительного и систематического совершенствования.