Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 22 гостей онлайн


Основы тренировки - Двигательная память

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   В спорте, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, все ощущения, восприятия, представления и мысли должны запоминаться. Иначе говоря, пловец обязан совершенствовать свою память, и особенно двигательную.
Двигательная память весьма специфична. Она основывается на запоминании чувственных (зрительных, мышечно-двигательных, осязательных и др.) характеристик движений. Поэтому в тренировке пловца всем им следует уделять должное внимание. Например, если с целью освоения и запоминания заданной скорости продвижения выполняется упражнение лХ25м, то прежде всего необходимо обращать внимание на мышечно-двигательные ощущения спортсмена (требовать, чтобы он запоминал темп плавательных движений, уровень, характер и направление вкладываемых в каждое из них усилий), на управление скоростью продвижения путем контроля за чувством давления воды на гребущую поверхность и наблюдения за быстротой перемещения какого-либо видимого в воде ориентира (темной полосы на дне, борта бассейна или дорожки) и т. д.
   Вначале запоминание любого движения носит осмысленный характер. Пловец должен понять сущность изучаемого движения, тогда его намного легче будет запомнить и выполнить. Понимание существа сложного действия зависит от целостного его представления. Например, понять, запомнить, а затем и усовершенствовать современный скоростной поворот удается только благодаря отчетливому представлению схемы всего двигательного действия, в котором взаимно увязаны составляющие его элементы. Легче всего запоминаются движения при использовании целостно-раздельной системы обучения и совершенствования любого из спортивных способов плавания.
  Качество человека, которое характеризуется уровнем мобилизации или сосредоточенностью на чем-либо определенном всей психической деятельности, называется вниманием. Регулярные занятия спортом совершенствуют это качество, а последнее, в свою очередь, содействует лучшему освоению содержания самых различных тренировочных заданий. При внимании каждое из восприятий отличается большей ясностью и отчетливостью, представления—устойчивостью, мышление — объективностью и скоростью, память — прочностью.
   Внимание любого спортсмена отличается определенной интенсивностью, устойчивостью, сосредоточенностью и распределенностью. Так, выполнение различных упражнений сопровождается относительно большей или меньшей затратой нервной энергии благодаря неодинаковой силе мобилизации внимания. Например, в упражнениях для освоения новых элементов техники или тактики, в играх и соревнованиях интенсивность внимания больше, чем даже в самых сложных заданиях, направленных на повышение функциональной подготовленности пловца.
   Устойчивость внимания спортсмена характеризуется способностью удерживать необходимую его интенсивность в течение заданного времени. Например, для пловца, стартующего на последнем этапе эстафеты 4X200 м, важна высокая интенсивность внимания в течение всей эстафеты—сначала он напряженно наблюдает за тем, что происходит на первых трех этапах, затем своевременно вступает в борьбу сам и внимательно следит за действиями плывущих по различным дорожкам соперников.
   Под сосредоточенностью внимания имеется в виду его концентрация на каком-либо одном, главном, элементе упражнения. Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что позволяет в условиях спортивной деятельности максимально мобилизоваться на решение основных задач (на тренировках—на главные упражнения, в соревнованиях —на финальные заплывы), несмотря на возможные внешние помехи (на тренировках — чрезмерно большое количество пловцов на одной дорожке, наличие в бассейне волны и т. д.; на соревнованиях— шум, недоброжелательное отношение зрителей и пр.).
   Распределенность внимания позволяет спортсмену держать под контролем сразу несколько объектов: решать одновременно две-три технические задачи (например, следить во время преодоления отрезков за качеством движений рук, ног и их согласованием), вести наблюдение в заплыве за поведением нескольких пловцов и т. д.
   На первом этапе подготовительного периода следует серьезно совершенствовать внимание спортсмена с тем, чтобы в дальнейшем, опираясь на это важное качество его психики, успешнее осваивать сложные тренировочные программы для лучшего выступления в соревнованиях.
  Заниматься совершенствованием внимания рекомендуется на свежие силы (усталый человек не способен к напряженному вниманию), используя для этого соответствующие средства подготовки и стараясь словом мобилизовать пловца на решение этой задачи.
   Управление эмоциональным состоянием квалифицированного пловца. В эмоциях получают свое субъективное отражение различные состояния человека, проявляется его отношение ко всему окружающему, к своей собственной деятельности и поведению. Различают эмоции активные (стенические, от греческого «стенос» — возбуждение) и пассивные (астенические). Стенические эмоции, как правило, активизируют пловца, повышают спортивную работоспособность; астенические, наоборот, связаны с угнетением его психики и сознательным ухудшением работоспособности.
   В свою очередь, различные физические упражнения не одинаково влияют на эмоциональное состояние человека. Например, игры, энергичное выполнение общеразвивающей гимнастики, быстрый бег или плавание на коротких отрезках сопровождаются значительным эмоциональным возбуждением, а упражнения в медленном беге, ходьбе или плавании приводят к относительному успокоению спортсмена. Эмоциональное состояние квалифицированного пловца зависит от многих других причин, в частности от бытовых условий, организации питания (качества и количества продуктов, сервировки стола), режима дня, взаимоотношений в семье и спортивном коллективе, наличия или отсутствия разносторонних интересов, умения управлять собственными чувствами, переживаниями и т. д.
   Для современной методики подготовки мастеров водной дорожки весьма важно сохранение тенденции быстрого роста суммарного объема тренировочной нагрузки на протяжении всего первого этапа подготовительного периода. Чем выше будет запас нервной энергии и дольше сохранится необходимый уровень положительных эмоций спортсмена, тем значительнее станет объем освоенной им нагрузки, тем прочнее окажется фундамент для последующего узкоспециализированного совершенствования. В этой связи каждый тренер обязан кропотливо решать все вопросы, способствующие улучшению эмоционального состояния его воспитанников.
   В последние годы одной из эффективных форм организации подготовки квалифицированных спортсменов считаются учебно-тренировочные сборы, в рамках которых удастся наладить быт, питание, режим дня, коллективные занятия и многое другое. Однако следует учитывать, что длительные, проводимые в одном и том же месте сборы угнетают психику пловцов. Спортсмены утрачивают былую активность, становятся раздражительными, теряют интерес к систематическому преодолению трудностей.
   Большого искусства и педагогического такта требует решение, казалось бы, простой задачи — расселения спортсменов в период сборов. Во всех случаях необходимо добиваться, чтобы в одной комнате размещалось не более 2—3 человек. Одиночество, в равной мере как и скученность, тормозит формирование положительного эмоционального состояния. Не следует помещать в одной комнате двух участников сбора с «несовместимыми» характерами и типами нервной системы. В значительной мере состояние психики спортсмена зависит от его собственного поведения, от взаимоотношений в семье, в спортивном, производственном или учебном коллективе, от дружеского и вместе с тем делового контакта с тренером.
   В последние годы почти все по-настоящему одаренные пловцы достигают мастерства в 13—15-летнем возрасте. Несколько идеализируя, можно следующим образом представить условия, в которых должно проходить дальнейшее спортивное совершенствование. Юноша страстно любит плавание, мечтает о достижении выдающихся результатов, и свой быт, учебу и досуг организует так, чтобы полностью выполнять рекомендации тренера. Родители поддерживают увлечение сына, помогают ему во всем, и сами постепенно становятся поклонниками спортивного плавания. Гордится успехами юного спортсмена и коллектив общеобразовательной школы, в которой учится пловец. Он вполне заслуживает этого. Несмотря на отлучки, связанные с участием на соревнованиях, юный пловец стремится не отставать от своих сверстников и поэтому старается быть особенно дисциплинированным, внимательным и активным на всех уроках; в спортивном коллективе юноша тоже всеобщий любимец — он не кичится своим талантом и достижениями, скромен, общителен и трудолюбив; тренер видит в воспитаннике потенциального рекордсмена и относится к нему с еще большей требовательностью (не прощает даже мелочей!), пресекает меценатствующее поведение некоторых руководителей ДСО и ведомств, ограждает от падких на рекламу спортивных журналистов.
   На деле может все выглядеть далеко не так гладко. Добившись высоких результатов на водной дорожке, юный пловец нередко начинает хуже учиться, перестает слушаться родителей, восстанавливает против себя учителей. А тренер, который видит в воспитаннике лишь одаренного пловца, выступает в роли адвоката — «воюет» с учителями, «защищает» его от нападок родителей.
В итоге юноша так же неблаговидно начинает вести себя в спортивном коллективе. Находясь в «любимчиках», он пользуется рядом «привилегий» — тренер «не замечает» опозданий, освобождает от подготовки инвентаря, от построений до и после занятий и т. д. Проходит время, и «выдающийся» пловец запутывается в своих чувствах, он искренне недоволен тем, что его успехам не радуются ни в семье, ни в школе, возмущается непочтительным отношением к себе со стороны сверстников по команде, начинает во многом винить тренера, сомневается в его авторитете. Такое эмоциональное состояние пловца отрицательно сказывается на тренировочном процессе и постепенно приводит к падению уровня достижений. Так назревает конфликт, в результате которого «обиженный» спортсмен нередко уходит от своего тренера, из родного ДСО, ведомства. Таким образом, качество воспитательной работы в спортивном коллективе во многом определяет и эмоциональное состояние каждого из его членов, которое, в свою очередь, влияет на отношение всего коллектива к повседневной тренировке.
   Ведущая роль в формировании положительного эмоционального состояния квалифицированного пловца принадлежит тренеру, который обязан управлять всем его поведением, добиваться положительных контактов с семьей, учебным или производственным коллективом, кропотливо воспитывать не только выдающегося спортсмена, но и скромного, трудолюбивого человека. Тренер никогда не должен забывать, что его внешний вид и настроение моментально подмечаются пловцами. Он не имеет права быть раздражительным и несправедливым; обязан хорошо владеть интонациями голоса (повышая его только в тех случаях, когда этого требует объективная необходимость), владеть искусством поднимания энтузиазма и инициативы, заражать окружающих своей высокой эмоциональностью.
   Современная подготовка квалифицированного пловца является весьма трудоемким процессом. В отдельные дни даже юным мастерам водной дорожки приходится выдерживать до 6—7 часов напряженной тренировочной работы. Естественно, что оставшееся время суток необходимо целесообразно распространять на занятия в общеобразовательной школе, выполнение домашних заданий, правильное питание, полноценный сон и пр. Отсутствие досуга заставляет пловцов все подчинять спорту — значительно сокращать время на кино и театр, жертвовать такими увлечениями, как занятия музыкой и проч. Создастся положение, при котором у юношей и девушек с катастрофической быстротой начинает сужаться круг интересов. В итоге их эмоциональное состояние почти полностью подчиняется спорту.
Пловец, который не научился сразу же после тренировки переключать свои мысли и чувства на какие-либо другие сферы интеллектуальной деятельности, хуже отдыхает, со временем утрачивает интерес к занятиям спортом и начинает относиться к ним как к тяжелой повинности. Особенно сложны переживания спортсмена в канун ответственных стартов. Объективно (по данным последних занятий и прикидок) предчувствуя, что он имеет возможность завоевать высокое место или показать выдающийся результат, спортсмен круглосуточно находится во власти навязчивых идей, в которых отражается бурное переживание предполагаемых итогов соревнований — спортивных почестей, включения в олимпийскую команду и т. п. В некоторых случаях возбуждение пловца оказывается настолько сильным, что он теряет самообладание, плохо спит и как следствие «сгорает» — выходит на старт вялым, пассивно борется с противником и финиширует с неожиданно слабым для себя результатом.
   Для того чтобы в разгар спортивного сезона избежать подобного рода психологических срывов, уже на первом этапе подготовительного периода круглогодичной подготовки квалифицированного пловца следует развивать его разносторонние интересы (к политической и экономической жизни страны, к литературе, искусству, музыке и т. д.), воспитывать умение быстро переключаться с напряженной тренировочной работы на активный отдых или какую-либо иную, далекую от спортивного плавания, деятельность (рыбную ловлю, охоту, рисование, музыку и пр.).
   Полнокровной должна быть жизнь спортсмена и на учебно-тренировочных сборах. Такие мероприятия в режиме дня, как политические информации, чтение газет, журналов, книг, самообразование, посещение кино, театров, музеев и многое другое, не должны проводиться формально. В каждом из них тренер обязан видеть крупицу того воздействия, которое позволяет управлять психикой пловца, его повседневным эмоциональным состоянием.
   Как уже отмечалось, приподнятое, оптимистическое настроение спортсмена положительно сказывается на его работоспособности, которая сохраняется в течение всего первого этапа подготовительного периода только в том случае, если сам процесс тренировки будет носить живой, увлекательный характер. Для этого необходимо использовать следующие основные приемы: проводить коллективные занятия, менять средства и места тренировки, планировать игры и соревновательные элементы.
   Решая задачи совершенствования общей подготовленности квалифицированных пловцов в начале каждого нового большого цикла, целесообразно организовать коллективные занятия. Они всегда проходят намного интереснее и поэтому способствуют лучшему развитию силы, быстроты и выносливости, повышению функциональных возможностей и воспитанию таких важных качеств, как выдержка и самообладание, инициативность, воля к победе, находчивость, дисциплинированность и многие другие.
   В коллективных занятиях доступно проведение игр и самых разнообразных элементов соревнований. Однако их следует дозировать так, чтобы у спортсмена всегда сохранялось желание играть и соревноваться. Слишком продолжительные игры, а также частые и однообразные соревнования угнетают психику квалифицированного пловца и могут привести к такому состоянию, в каком он оказывается после любой другой объемной физической нагрузки.
Регуляция нервно-психического состояния пловца. На протяжении всей круглогодичной тренировки, и особенно в течение первого этапа подготовительного периода, исключительно важную роль играет умение спортсмена самостоятельно регулировать свое внутреннее состояние: концентрировать волевые усилия на выполнении сложных заданий, мобилизовывать внимание, управлять эмоциями (активизируя или угнетая их), формировать чувство боевой готовности или полного покоя, расторможенности, расслабления и т. п. Все эти качества приобретаются только в результате длительного и кропотливого труда. В процессе подготовки они содействуют лучшему освоению сложных тренировочных программ, в соревновательном периоде— составляют основу психологической подготовленности квалифицированного спортсмена.
   Главными приемами регуляции нервно-психического состояния человека являются самовнушение, аутогенная тренировка, способы засыпания, изменения мышечного тонуса и некоторые другие.
   Прежде чем обучать спортсмена самовнушению, тренер должен составить отчетливое представление о свойствах его нервной системы, состоянии волевых качеств, внимания и восприятий, характера мышления и др. Простейший способ самовнушения заключается в том, что пловец систематически убеждает себя в целесообразности выполнения определенных и никем не контролируемых мероприятий, к примеру, таких, как своевременный подъем, энергичное выполнение утренней гимнастики, ранний отбой и т. п.
   Практически это выглядит примерно так. Убедившись в важности строгого выполнения режима, пловец ложится спать в 21 час 30 мин. В 7 часов утра он слышит звонок будильника. Наступает критическая минута. Спортсмен размышляет: «Как приятно полежать в постели. И все же я должен проявить свою волю— немедленно встать и приступить к зарядке. А что если зарядку отложить до завтра? Все равно тренер ни о чем не узнает. Но зарядка ведь нужна не тренеру, а мне! Хорошо, встану через 5 минут». На другой день пловец поднимается без размышлений, он пока еще не очень добросовестно выполняет зарядку, но уже начинает задумываться и над этим: «Уж если отрывать время от сна, то хотя бы с пользой». Проходят дни, и благодаря самовнушению утренние процедуры (ранний подъем, гимнастика, обтирание по пояс холодной водой) становятся привычными.
   Люди сильной воли поддаются самовоспитанию в сжатые сроки, а слабовольные пловцы иногда годами не могут приучить себя к подлинно спортивному образу жизни. Не каждый из них знает, как много он от этого теряет.
   Несколько сложнее приучить спортсмена к самовнушению в таких ситуациях, когда все его действия контролируются тренером, но сам пловец не совсем уверен в целесообразности выполняемого. Например, во время преодоления дистанции пловец начинает испытывать предусмотренные тренером трудности, его мысли могут быть направлены в двух направлениях: «Мне тяжело, я очень устал. А нужно ли терпеть до конца дистанции? Лучше сбавлю темп и сделаю вид, будто на большее уже неспособен. А может быть, сойти с дистанции? Нет, за это тренер не похвалит, надо плыть»; или: «Мне тяжело, я очень устал, но все равно буду терпеть до конца. Для чего? На этот вопрос можно ответить только позже. А пока попробую не сдаваться».
   Большую роль самовнушение играет непосредственно перед стартом во время ответственных соревнований. Однако умение пользоваться им необходимо воспитывать уже на первом этапе подготовительного периода. Лучшим способом самонастройки перед соревнованиями является переключение мыслей о старте на что-либо постороннее или на сам процесс состязания.
   В последние годы при подготовке квалифицированных пловцов к соревнованиям некоторые из специалистов стали с успехом применять аутогенную тренировку, которая сводится к выполнению системы психофизических упражнений, способствующих некоторому успокоению спортсмена, снятию излишнего нервного возбуждения и утомления.
   Аутогенная тренировка приносит пользу лишь в тех случаях, когда спортсмен верит в ее эффективность и занимается ею ежедневно.
  Чем квалифицированнее спортсмен, тем напряженнее проходят его круглогодичная подготовка и ответственные итоговые соревнования. Не удивительно, что в конце каждого сезона нередко наблюдаются случаи патологического нервно-психического состояния пловцов, которые характеризуются значительными отклонениями от нормы. Возникновению этих состояний способствуют и такие факторы, как нарушение спортивного режима, форсированная тренировка; хронические, часто обостряющиеся заболевания; неполадки во взаимоотношениях с семьей, учебным или производственным коллективом и пр.
   При всех случаях патологических нервно-психических состояний средства психотерапии не решают задачи до конца, поэтому приходится с помощью врача-специалиста прибегать к услугам медикаментозной терапии.
  Теоретическая подготовка. Теоретическое обоснование многих разделов тренировки квалифицированные пловцы получают в процессе круглогодичных практических занятий по общей и специальной физической подготовке и на лекциях, беседах, семинарах, во время самостоятельной работы над литературой и т. д.
   Значение теоретической подготовленности потенциального рекордсмена трудно переоценить. Без глубокого понимания всех сторон спортивного совершенствования он никогда не достигнет успеха, не полностью раскроет свое дарование, не сумеет мобилизовать свою волю на реализацию намеченного тренером плана.
  Чем старше одаренный пловец и больше его спортивный стаж, чем выше достижения и уровень общетеоретической подготовленности, тем глубже необходимо изучать дисциплины, связанные с его спортивной специализацией. Это правило хорошо должен помнить каждый тренер, ибо он может руководить своими воспитанниками в том случае, если его эрудиция неизменно повышается, если ученики чувствуют в своем старшем товарище наставника не по положению, а по знаниям и опыту.