Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 16 гостей онлайн


Основы тренировки - Второй этап подготовительного периода

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период

  На втором этапе подготовительного периода, который посвящается становлению спортивной формы, круг решаемых задач значительно изменяется; тренировка приобретает явно выраженную специальную направленность.
Физическая подготовка. Средства общей физической подготовки пловца постепенно отодвигаются на второй план. Теперь они необходимы лишь для поддержания достигнутого ранее уровня общей работоспособности и, как активный отдых, содействуют более благоприятному течению восстановительных процессов.
   В начале этапа ведущую роль играют упражнения, выполняемые основным способом плавания по элементам, а в середине и в конце — в координации. Режимы этих упражнений, содействующие развитию силовой выносливости, а также совершенствованию скоростных возможностей и скоростной выносливости, были уже описаны.
   Техническая подготовка. Способствует реализации возросших физических качеств и функциональных возможностей спортсмена благодаря кропотливому совершенствованию техники основного способа. Эта задача решается во время выполнения всей системы скоростных упражнений (на отрезках и дистанциях как по элементам, так и в координации). Однако большие тренировочные нагрузки этапа мешают установить полное соответствие между физическими и двигательными возможностями спортсмена, не позволяют пока еще сформировать его стиль — индивидуальную манеру плавания основным способом.
   Тактическая подготовка. Если на первом этапе подготовительного периода она сводилась главным образом к развитию тактического мышления, то на втором этапе (в процессе выполнения скоростных упражнений, особенно в условиях систематического спарринга со спортсменами различной квалификации) тактическая подготовка посвящается освоению наилучших вариантов преодоления соревновательной дистанции.
   Передовой опыт и данные многочисленных исследований давно уже показали преимущества равномерного плавания, которое при одних и тех же (что и при неравномерном продвижении) затратах сил позволяет добиваться более высоких достижений не только на длинных, но и на средних и коротких дистанциях. Казалось бы, поэтому, что тактическая подготовка квалифицированного пловца должна воспитывать у него лишь умение в любых самых сложных ситуациях соревнований управлять своими эмоциями и равномерно распределять свои силы от момента старта до финиша. Когда личное достижение спортсмена наверняка обеспечит ему победу или желаемое в соревнованиях место, тогда это правило будет действенным. Если же предстоит бороться с равным или более сильным противником, то приходится прибегать к различным приемам, которые помогают вызывать у соперника дополнительные физические или психологические трудности.
   Любое отклонение от основной (с равномерной скоростью) схемы преодоления дистанции всегда связано с большими затратами энергетических ресурсов, а стало быть, и с заведомым ухудшением конечного результата. Ухудшение результата будет тем значительнее, чем менее спортсмен приспособлен к предлагаемому на соревнованиях необычному варианту распределения своих сил. Поэтому тактическая подготовка должна предусматривать освоение главных вариантов прохождения основной дистанции с тем, чтобы в условиях соревнований спортсмен мог навязывать сопернику одну из самых невыгодных и тяжелых схем борьбы.
Тактика того или иного пловца определяется не только его индивидуальными возможностями (физической и технической подготовленностью, состоянием волевых качеств и пр.), но и особенностями преодоления коротких, средних и длинных дистанций.
Напряженная борьба на 100-метровой дистанции настолько кратковременна, что спортсмен вынужден заранее и в деталях предугадывать ее схему. Осмысливать в заплыве правильность принятого решения или менять его практически уже не удается.
Для выбора оптимального тактического варианта в соревнованиях на 100 м пловец должен владеть безукоризненным (даже виртуозным!) выполнением старта, поворота и соответствующей функциональной подготовленностью, позволяющей преодолевать дистанцию равномерно (с максимально высокой средней скоростью), с предельной мобилизацией сил уже с первых метров заплыва, с постепенным наращиванием темпа или с несколькими спуртами.
   При равномерном преодолении дистанции пловец должен абстрагироваться от обстановки борьбы, концентрировать внимание на идеальном выполнении старта, держать под тщательным контролем взятый темп, оценивать свои усилия; его не должны тревожить ушедшие вперед или плывущие рядом соперники, он старается четко выполнить поворот и удержать развитую со старта скорость на протяжении всей второй половины дистанции.
   По-иному протекает заплыв, когда спортсмен с первых же метров плывет в максимальном темпе. Ставка делается на то, что отрыв от главного соперника выведет того из равновесия и он бросится вдогонку, собьет привычный для себя темп и может расплатиться за это проигрышем. На такой тактический вариант могут надеяться только пловцы, обладающие высокими скоростными возможностями, при условии, что они способны удержать высокий темп на второй половине дистанции.
   Большой эффект приносит тактический прием, связанный с акцентированным использованием техники выполнения старта и поворота. Обычно к такой тактике прибегают пловцы, обладающие большой резкостью движений, отличной быстротой реакции. Они длительное время совершенствуются в технике выполнения старта и поворота, приучают себя к тому, чтобы фальстарт с падением в воду не выводил их из равновесия, а, наоборот, был бы привычным. После старта и поворота такие спортсмены всегда оказываются впереди, нередко это обеспечивает им успех и на финише. Некоторые мастера водной дорожки дополняют предшествующую схему преодоления 100-метровой дистанции энергичными спуртами (ускорениями). Такое решение задачи обеспечивается благодаря освоению специальных скоростных упражнений переменной тренировки.
Большого мастерства гребует тактический вариант, в котором пловец преодолевает 100 м с ускорением на второй половине дистанции. Этот прием деморализует противника, сообщает овладевшему им спортсмену твердую уверенность в своих силах. Со старта спортсмен плывет вместе с соперниками, а после поворота, по мере приближения к финишу, все более и более увеличивает скорость. Повышая темп, пловец каждый раз решает какую-то конкретную задачу. Например, в полуфинальном заплыве стремится занять место, позволяющее бороться на последующем этапе соревнований; в финальном — завоевать призовое место или добиться победы и т. д.
Несколько иначе решаются тактические задачи в заплывах на средние и длинные дистанции. Их уже невозможно преодолеть от начала до конца в максимальном темпе; в большинстве случаев не приносят успеха и рывки со старта или после поворота и т. д. Протяженность даже средних дистанций настолько велика, что пловец обязан приучать себя к самостоятельному решению сложных тактических задач непосредственно во время заплыва. Предполагаемая до старта схема борьбы зачастую оказывается нереальной, поэтому пловец должен уметь во время заплыва вести наблюдение за противником, хорошо чувствовать и разгадывать все его действия, находить выход из, казалось бы, безнадежных положений.
   К числу наиболее популярных тактических схем в соревнованиях на средние и длинные дистанции можно отнести следующие.
Лидирование на протяжении всего заплыва. Со старта спортсмен энергично выходит вперед. Затем, несколько уменьшив темп и дав движениям большую свободу, продолжает плыть, удерживая соперников позади примерно на одном расстоянии. Если кто-либо из них пытается догнать лидера, ему необходимо плавно увеличить скорость и стараться не подпускать к себе преследователя. Такой тактики придерживаются уверенные в своих силах пловцы в тех случаях, когда им необходимо выиграть заплыв у более слабых соперников с минимальной затратой сил (например, в предварительном заплыве — для попадания в полуфинал, в финальном заплыве— перед участием в ответственной эстафете и т. п.) либо у противников, равных по силам (по мастерству), но отличающихся повышенной реактивностью, сильным и неуравновешенным типом нервной системы.
   В заплывах на средние и длинные дистанции хорошо подготовленный для отрыва от соперников спурт, выполняемый сразу же после старта, не вызовет у спортсмена каких-либо трудностей, а в ряде случаев будет содействовать более быстрому нахождению оптимального темпа плавания. В самом деле, если мастер водной дорожки перед началом состязания чересчур возбужден, энергичное преодоление первых 15—20 м станет для него весьма естественным, а убедившись, что он оказался впереди, пловец быстрее успокоится, постепенно сбросит темп до оптимального и благодаря   этому ощутит большую свободу движений; если же пловец выходит на старт вялым, необходимость отрыва от соперников мобилизует его.
   По-иному чувствуют себя и действуют пловцы, отставшие от лидера, особенно те из них, кто излишне эмоционален и нервозен. Убедившись, что противник впереди, такие спортсмены редко сохраняют контроль над принятым со старта темпом, подсознательно отказываются от выбранной тактики и подчас принимают весьма сомнительные решения. Бывает, что преследователи проявляют излишнюю горячность, бросаются на первой половине дистанции в затяжные спурты, стремятся не только догнать, но и обогнать ушедшего вперед лидера. Опытные, с уравновешенной нервной системой пловцы оставляют подобные действия противника без внимания: они понимают, что через некоторое время без каких-либо дополнительных усилий вновь окажутся впереди. Иное дело, если борьба обостряется в конце дистанции. В таких случаях лидеры должны мобилизоваться, чтобы на финише оказаться первыми.
«Стерегущая» тактика применяется в тех случаях, когда противники плохо знают друг друга. На первой половине, а иногда и двух третях дистанции пловцы не предпринимают агрессивных действий, стараются плыть рука в руку, но как можно экономнее, внимательно наблюдают за малейшими изменениями темпа, оценивают свои силы, осмысливают план действий для последней трети дистанции, на которой и разыгрывается основная борьба, решается исход заплыва.
   Обычно побеждает тот, кто точнее разгадал замысел соперника, избрал лучшую схему атаки: постепенно наращивал темп на последней трети дистанции или выполнил несколько непродолжительных или один затяжной спурт, чтобы «оторваться» и более не подпускать к себе противника, и т. д.
  «Стерегущей» тактики придерживаются и те спортсмены, которые способны выполнить ускорение в самом конце дистанции. Для создания более надежной ситуации они стараются плыть со старта несколько позади основного соперника, а иногда мастерски имитируют свою «слабость». На самом же деле такие пловцы внимательно стерегут всех участников заплыва и в точно рассчитанный (на определенном расстоянии от финиша) момент бросаются в атаку.
  Спурты. С успехом применяются в ответственных заплывах на 800 и 1500 м в борьбе с равными по мастерству пловцами. Для этого первые 300—500 м пловцы преодолевают в оптимальном для врабатывания темпе, без какого-либо контроля за действиями соперника, который чаще всего плывет рядом или уходит несколько вперед. Затем следует ускорение такой продолжительности, которая позволяет не только догнать, но и на несколько метров оторваться от соперника. После ускорения спортсмен плавно сбрасывает темп и дает себе отдохнуть до тех пор, пока кто-либо из преследователей не догонит его. Далее следует новое ускорение, которое, как правило, начинается после поворота или в момент, когда противник смотрит в противоположную от атакующего сторону.
Число спуртов и протяженность каждого из них определять заранее бессмысленно. Только хорошо развитое тактическое мышление позволяет опытным мастерам водной дорожки в процессе заплыва весьма точно взвесить не только свои собственные силы, но и оценить возможности ближайших конкурентов. С удивительной прозорливостью из десятков возможных вариантов они интуитивно выбирают лучшую схему борьбы, мобилизуют свою волю и добиваются победы.
   Преодоление дистанции в оптимальном темпе. Для любого спортсмена можно подобрать на дистанции такой темп плавательных движений, который позволит ему достигнуть максимально высокого на сегодня результата. Анализ графиков рекордов показывает, что, как правило, их устанавливают при равномерном преодолении дистанций 400, 800 и 1500 м. Однако равномерная скорость вовсе не является следствием монотонного распределения усилий пловца или постоянного темпа движений в течение всего заплыва. В начале дистанции, пока пловец «врабатывается», темп стабилизируется не сразу — он долгое время держится на одном уровне, наконец, когда спортсмен начинает уставать, его движения несколько «укорачиваются», и скорость удерживается за счет наращивания темпа. Большинство тренеров пытаются учитывать эти особенности. Планируя в заплыве наивысшее достижение пловца, они составляют график преодоления дистанции, разрабатывают систему сигнализации и руководят его действиями с суши.
В учебных целях такая практика в какой-то мере себя оправдывает, но в условиях соревнований она не пригодна. Во-первых, ни тренер, ни сам пловец не в состоянии заранее и точно определить нужную работоспособность, поэтому всякое вмешательство во время заплыва с суши отвлекает спортсмена, мешает самостоятельно решать необходимые задачи. Во-вторых, в условиях официальных соревнований, таких, как чемпионаты Европы, мира, олимпийские игры и другие, сигнализация запрещена правилами.
В процессе освоения оптимального для каждой из дистанций темпа пловец должен научиться очень тонко дифференцировать все ощущения, которые связаны с правильным (на достаточно высоком уровне) течением «врабатывания», с дозированием усилий в начале, середине и в конце заплыва. Именно с этими ощущениями, а не с сигналами с суши связано равномерное преодоление дистанции в соревнованиях. Поэтому на тренировках вместо плавания по графику (раскладкам) целесообразнее планировать упражнения, выполняемые в темпе основной дистанции, сигнализируя или сообщая (во время отдыха) спортсмену  лишь  показатели,  характеризующие  изменение скорости.
   Например, в упражнении 30X50 м с интервалом отдыха 15 сек. в темпе 1500 м тренер сообщает не результаты, которые пловец демонстрирует на отрезках, а лишь разницу между каждыми двумя отрезками.
1) 32,3 сек; 2) 32,6 сек. (разница — 0,3 сек); 3) 32,5 сек. (разница+0,1 сек.) и т. д.; или в упражнении 5X400 м в темпе 1500 м тренер сигнализирует после каждых 100м: 1) 1 мин. 05,3 сек.; 2) 1 мин. 05,9 сек. (разница — 0,6 сек.); 3). 1 мин. 05,7 сек. (разница+0,2 сек.); 4) 1 мин. 05,7 сек. (разница 0) и т. д.
   Благодаря тому, что тренер не сообщает пловцу результатов в целом, а лишь предлагает акцентировать все внимание на удержании стабильной скорости при плавании в темпе основной дистанции, в упражнениях воспитываются ощущения, которые так необходимы спортсмену в процессе соревнований.
   Выполняя упражнения в темпе основной дистанции, спортсмен далеко не каждый день демонстрирует одни и те же результаты. В «свежем» (отдохнувшем) состоянии он плывет быстрее, при некотором утомлении — медленнее, хотя субъективные ощущения о степени мобилизации всегда остаются одинаковыми. Таким образом, совершенствовать умение управлять усилиями пловец может в различных состояниях, иное дело, что в состоянии спортивной формы результаты, показываемые в упражнениях и во время преодоления дистанций, в целом будут на более высоком уровне. Мало того, в состоянии спортивной формы, в полной боевой готовности, пловец выходит на старт, отчетливо представляя, как следует вести себя на дистанции, каким образом варьировать усилия, чтобы до конца заплыва сохранить равномерное продвижение вперед. Поэтому перед стартом не рекомендуется, чтобы пловец мыслил категориями конкретных графиков или результатов, тем более что в ряде случаев представления о них оказываются очень неточными.
   В течение второго этапа подготовительного периода совершенствованию тактического мастерства пловца отводится одно из главных мест. Чтобы применить в соревнованиях ту или иную схему преодоления дистанции, он должен быть хорошо приспособлен к нагрузке любого характера (монотонной — при равномерной скорости на дистанции, волнообразной — при переменной, прогрессирующей — при планомерном наращивании темпа), уметь вести наблюдение за соперниками, мобилизовать свою волю на преодоление внезапно возникающих трудностей и т. п. Эти задачи решаются повседневно в процессе освоения (особенно в условиях спарринга) всей системы скоростных упражнений, во время регулярного участия в контрольных соревнованиях на основной и дополнительных дистанциях.
   До настоящего времени среди тренеров продолжает бытовать мнение, будто бы пловцу вредно стартовать в соревнованиях на основную дистанцию в то время, когда он еще не обрел спортивной формы. Такие горе-теоретики забывают о том, что для воспитания у спортсмена чувства дистанции ему как раз необходимо преодолевать ее многократно и притом с полной отдачей сил. Естественно, что старты на основную дистанцию в течение всего второю этапа подготовительного периода носят учебный характер и не могут поэтому характеризоваться высоким уровнем достижений.
   Психологическая подготовка. Второй этап подготовительного периода направлен на формирование состояния психической готовности к условиям предстоящих соревнований. Поэтому совершенствование процессов, связанных с познавательной деятельностью (особенно ощущений, восприятий, мышления и памяти), постепенно начинает становиться узкоспециализированным. Так, зрительные, осязательные и мышечно-двигательные ощущения, с помощью которых спортсмен в начале сезона приобрел чувство воды и чувство темпа, ложатся на втором этапе подготовительного периода в основу воспитания чувства скорости продвижения в воде, а несколько позже (в канун соревновательного периода) — чувства дистанции.
   Для формирования чувства скорости и чувства дистанции, равно как и для совершенствования чувства воды и темпа, необходимо отводить время в конце периода восстановления после каждого очередного пика тренировочных нагрузок, ибо только
отдохнувший человек становится способен тонко различать все свои ощущения. 
   К числу основных, содействующих формированию чувства скорости, относятся упражнения:
а)  повторное проплывание дистанции и отрезков основным способом с постепенным, от повторения к повторению, наращиванием скорости. Например: «Х800 м; п Х600 м; ях200 м;
«Х100 м; п Х50 м, где п равно количеству повторений, в которых спортсмен выполняет главное требование — увеличивает скорость;
б)повторное проплывание дистанций основным способом с преодолением второй половины быстрее, чем первой. Например: 2—3X800 м (каждые вторые400 м быстрее первых на 10—12 сек.); 4—5 x 400 м (каждые вторые 200 м быстрее первых на 5—беек.); 8—10x200 м (каждые вторые 100 м быстрее первых на 3—4 сек.); 12—16Х 100м( каждые вторыебОм быстрее первых на 2—3 сек.) и т. п.;
в)повторное проплывание дистанций основным способом с постепенным увеличением скорости. Например: 2—3X800 м, в которых каждые последующие 200 м преодолеваются быстрее предыдущих, и т. п.;
г)  преодоление «горки», состоящей из повторного проплывания основной (короткой или средней) дистанции. Например: плавающий дельфином выполняет упражнение 7x200 м (200 м в умеренном темпе; произвольный отдых; 200 м в большом темпе;
отдых; 200 м в околопредельном темпе; отдых; 200 м в предельном темпе; отдых; 200 м в околопредельном темпе; отдых; 200 м в большом темпе; отдых; 200 м в умеренном темпе). Упражнение считается освоенным, если наращивание темпа сопровождается увеличением скорости плавания.
   Более сложным является чувство дистанции, т. е. умение спортсмена наилучшим образом распределять свои силы с тем, чтобы добиваться максимально высоких достижений в главных соревнованиях сезона. Чувство дистанции начинает формироваться в упражнениях для освоения соревновательного темпа и во время совершенствования способности спортсмена управлять скоростью плавания. Однако наиболее законченным оно становится к концу второго этапа подготовительного периода, когда пловец систематически участвует в контрольных курсовках и подводящих соревнованиях.
   Чем специализированнее и напряженнее тренировка, тем сложнее становится управлять эмоциональным состоянием пловца. Поэтому на втором этапе подготовительного периода необходимо несколько сокращать продолжительность учебно-тренировочных сборов, проводить их в местах с умеренным климатом, на отличных спортивных базах (в бассейнах с прозрачной и теплой водой); размещать мастеров водной дорожки в уютных гостиницах (не более 2 человек в комнате) с удобной мебелью, в тихих районах; обеспечивать им полноценное питание (не забывая о хорошей сервировке стола), организовывать такой досуг, который помог бы пловцам быстро переключаться с навязчивых мыслей о предстоящих соревнованиях на занятия, вызывающие положительные эмоции: чтение художественной литературы, посещение кино, театра, игра в шахматы, изучение бальных танцев и т. п.
   Средства психотерапии, такие, как убеждение, внушение, самовнушение, аутогенная тренировка и другие, если они освоены в начале сезона, на втором этапе подготовительного периода отлично помогают управлять нервно-психическим состоянием спортсменов. Особую роль начинает играть умение тренера убеждать, а воспитанников — заниматься самовнушением в целесообразности всего выполняемого.
   Во время узкоспециализированной подготовки значительно сокращается состав используемых средств; главным и в большинстве случаев единственным местом проведения занятий становится плавательный бассейн; большая часть упражнений выполняется в изнуряющем психику интервальном режиме и пр. Если наставник сумеет убедить пловца в необходимости преодоления планируемых трудностей, а его подопечный, мобилизовав свою волю, будет упражняться с охотой, с огоньком, с полной отдачей сил, то процесс тренировки станет эффективным. В противном случае занятия превратятся в тяжелую повинность, которая весьма редко обеспечивает желаемые темпы роста достижений пловцов.
   На первом этапе подготовительного периода коллективные тренировки общей направленности объединяют квалифицированных спортсменов, способствуют воспитанию у них положительных эмоций. На втором, специальном, этапе такая форма проведения занятий воспринимается пловцами иначе: каждый из них при выполнении любого упражнения чувствует в партнере еще и конкурента. Не удивительно, что многие, особенно легковозбудимые, нервозные, спортсмены настаивают на организации индивидуальных занятий с самостоятельными для каждого из них программами. Нередко тренеры уступают воспитанникам, освобождают их от спарринга. В итоге очень плохо решается одна из главных задач психологической подготовки пловца — формирование его бойцовских качеств, устойчивости психики к различным маневрам противника и условиям соревнований (торжественной обстановке, ажиотажу зрителей и пр.).
   Поэтому на втором этапе подготовительного периода упражнения любой направленности лучше всего выполнять в условиях постоянного соперничества. Однако соперничество должно протекать так, чтобы пловец постепенно обретал уверенность в своих силах, воспитывал вкус к соревновательной обстановке, заражался ее духом.
Известно, что ни частые поражения, ни победы не воспитывают бойцовских качеств. Пловец, привыкший к легким победам, после первого же серьезного проигрыша на долгое время оказывается выбитым из колеи, а иногда и вовсе утрачивает интерес к занятиям спортом. Ничего не выигрывает от совместной тренировки и тот, кто попадает в группу значительно более сильных мастеров водной дорожки.
   На разных этапах формирования спортсмена можно использовать следующие варианты усложненной тренировки: контрольные старты женщин совместно с пловцами-мужчинами (которые в силу своего явного превосходства не являются конкурентами и воспринимаются лишь как лидеры); соперничество выдающейся спортсменки с одаренным, но пока еще слабо подготовленным юношей (последний уже не только лидер, но и конкурент); выполнение упражнений или участие в контрольных стартах в условиях соперничества равных по силе пловцов.
   В тренировке выдающихся спортсменов на втором этапе подготовительного периода наиболее эффективен последний вариант спарринга. Обстановка напряженного, но увлекательного соперничества равных снимает всякого рода психологические барьеры (боязнь соревнований, конкретных противников и др.), открывает широкие возможности для формирования и совершенствования бойцовских качеств, способствует развитию тактического мышления,  умения  в условиях  конкуренции сохранять стиль и т. п.
Тренировка в спарринге ни в коей мере не зачеркивает индивидуальности каждого спортсмена, наоборот, она помогает ей проявляться значительно ярче. Что же касается нагрузки, то она должна соответствовать возможностям любого пловца, который под руководством тренера обязан во всех упражнениях находить для себя оптимальные режимы. Творческое решение каждого коллективного задания является высшей формой индивидуализированной подготовки спортсмена, которая в конечном счете и обеспечивает его успех в наиболее ответственных соревнованиях сезона.
 Теоретическая подготовка на втором этапе подготовительного периода должна носить еще более утилитарный характер, содействовать воспитанию сознательного отношения пловца к повседневному решению сложных задач тренировки.