Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 15 гостей онлайн


Основы тренировки - Техническая подготовка

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период

   За последнее десятилетие пути круглогодичной технической подготовки пловца неоднократно изменялись. В настоящее время большинство специалистов твердо уверены в том, что формирование стиля мастера водной дорожки должно полностью завершаться к концу подготовительного периода. Внимание отдельных тренеров к вопросам техники в соревновательном периоде квалифицируется чуть ли не профессиональной безграмотностью. На первый взгляд все это кажется весьма логичным. Однако углубленное изучение проблемы, равно как  и  опыт наиболее выдающихся тренеров, говорит о другом.
   Каждый навык должен соответствовать уровню развития физических качеств пловца. На первом этапе подготовительного периода главное внимание уделяется совершенствованию в силе,, гибкости, быстроте, ловкости и выносливости. Может ли в таком случае одновременно ставиться задача освоения усовершенствованного варианта техники? Безусловно, нет. Тем более что работа над физическими качествами в основном осуществляется на суше и пловец надолго утрачивает чувство воды. Поэтому сначала следует развивать качества, а затем, в строгом соответствии с их новым уровнем, совершенствовать технику спортсмена, т. е. к работе такой направленности целесообразнее приступать лишь на втором этапе подготовительного периода. Но и здесь ее завершению станут препятствовать большие тренировочные нагрузки,, во время и сразу после освоения которых пловец, как и прежде,, не в состоянии будет по-настоящему контролировать свою технику.
   Таким образом, формирование окончательного варианта стиля, или, как говорят тренеры, его «доводка», должно осуществляться только в соревновательном периоде, когда для этого есть все необходимые предпосылки: активный отдых, обеспечивающий восстановление «с избытком»; тонкое чувство воды, темпа, скорости и дистанции, а также отличное состояние физических и волевых качеств спортсмена.
   «Доводка» стиля направлена на уточнение некоторых его параметров в процессе выполнения скоростных упражнений на отрезках, преодолеваемых в темпе основной дистанции, и во время стартов в контрольных и подводящих соревнованиях. Коренная, особенно связанная с изменением согласования (координации) движений, ломка техники пловца на этом этапе уже недопустима. Зато нахождение лучшего варианта распределения усилий в каждом цикле движений и на протяжении всей основной дистанции осуществляется как никогда успешно. Первая часть задачи решается в упражнениях на отрезках. Спортсмен выполняет их в соревновательном темпе и по указанию тренера варьирует усилия: один или несколько отрезков проплывает с акцентом  на  основную  часть  гребка, затем — с акцентом на заключительную; далее пробует активнее включать мышцы спины, ищет способы более экономного выполнения подготовительных движений и т. п.
   Тренер внимательно следит за действиями пловца, контролирует его скорость показаниями секундомера, сопоставляет ощущения спортсмена со своими собственными. В итоге рождается тот вариант стиля, который оказывается самым эффективным и экономным.
После этого остается решить вторую часть задачи — научить пловца так распределять усилия, чтобы изменения техники на дистанции носили целесообразный характер и не приводили к нежелательной потере скорости. В этом плане определенный интерес представляют исследования Т. М. Абсалямова, который пришел к следующим весьма важным для практики выводам:
«Увеличение частоты движений по мере приближения к моменту отказа от работы (в нашем случае — к финишу) не следует рассматривать как отражение дискоординации. Напротив, скорее всего оно носит приспособительный характер и является одним из вариантов поиска менее утомительных способов выполнения работы»... И далее: «Несмотря на то что пловец может поддерживать заданную скорость, работая с различной частотой движений, оптимальный темп, способствующий достижению наилучшего результата, находится ближе к верхней границе возможного диапазона частот».
Выводы Т. М. Абсалямова подтверждаются многочисленными примерами из практики. Подбирая темп, в котором спортсмен должен плыть основную дистанцию, тренеры пользуются следующим приемом: вначале рассчитывают предполагаемую среднюю скорость, затем предлагают упражнение пх25 м с расчетным результатом, но с варьированием темпа. В итоге увеличение темпа (разумеется, до известного предела) содействует некоторой экономизации техники, скорее всего, за счет более равномерного продвижения в результате несколько учащенных, но облегченных по усилиям гребков. Такая же картина иногда наблюдается и на всей дистанции. Со старта пловцу предлагают развивать хорошо заученный темп основной дистанции, но по мере приближения к финишу (с прогрессом утомления) рекомендуют этот темп увеличивать, подыскивая наиболее выгодный режим работы для поддержания первоначальной скорости. Естественно, что такую сложную техническую задачу можно решать только в официальных стартах в начале соревновательного периода.
  Тактическая подготовка. Термин «доводка» в еще большей мере характеризует существо тактической подготовки квалифицированного пловца в соревновательном периоде. В самом деле, на первом и втором этапах подготовительного периода завершается развитие и совершенствование тактического мышления, освоение наилучших вариантов преодоления соревновательных дистанций и тех физических и технических средств, которые необходимы пловцу для реализации каждого из конкретных тактических приемов. Однако вся эта работа носит предварительный характер, а ее результаты испытываются в заплывах второстепенного значения.
   Любой из стартов в соревновательном периоде предъявляет к спортсмену более жесткие требования — сказывается атмосфера официальных состязаний, необходимость плыть с главными соперниками; лихорадят «накачки» руководителей команд, поведение зрителей и многое другое. Понятно, что в такой ситуации тактическое мастерство пловца находится в прямой зависимости от его психологической подготовленности, умения управлять своим эмоциональным состоянием и противостоять любым внешним влияниям.
Основной целью «доводки» является приучение пловца в условиях ответственных соревнований действовать так же уверенно и трезво, как и во второстепенных стартах. Для этого кропотливо собираются сведения о предполагаемых противниках, изучаются сильные и слабые стороны их подготовленности, избирается и тщательно шлифуется тактика преодоления основной дистанции и ее наиболее реальные варианты.
   Главное средство тактической подготовки в соревновательном периоде — участие в серии официальных стартов, значимость которых неизменно возрастает. Например, 2—3 старта в первенстве союзной республики, 5—6 в чемпионате страны, 2—3 в подводящих международных соревнованиях, а затем старты на чемпионате Европы, мира или олимпийских играх. Однако и этого количества стартов для формирования окончательного варианта тактики иногда не хватает. В таких случаях за 4—5 дней до очередного официального соревнования очень полезно организовывать прикидки. Участие в них преследует две важные цели: снятие излишнего психического напряжения и проверку того или иного варианта тактики.
   Несмотря на всю важность практического раздела тактической подготовки, т. е. систематического участия пловца в заплывах на основную дистанцию, многие тренеры, по существу, подменяют его одной лишь теорией. Они потворствуют нежеланию пловца по каким-либо мотивам (а чаще всего из-за обычной трусости) выходить на старт и ведут частые беседы по поводу того, как он должен добиться победы в предстоящих соревнованиях. В результате суммируется тройное зло: беседы, не подкрепляемые соответствующими практическими действиями, не приносят спортсмену удовлетворения, они, наоборот, взвинчивают его психику; еще более возбуждается пловец во время пребывания на прикидках в роли зрителя (проплыть дистанцию много легче, чем провести время на трибуне!); возбужденное состояние спортсмена не находит выхода и начинает отрицательно сказываться на его работоспособности.
Пример непринужденного и не всегда с высокими результатами выступления мастера водной дорожки в большинстве соревнований заслуживает подражания.