Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 25 гостей онлайн


Основы тренировки - Психологическая подготовка

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период

   Психологическая подготовка в соревновательном периоде сводится к формированию психической готовности пловца к каким-то конкретным стартам. Естественно, что у квалифицированного спортсмена эти старты должны падать на итоговое, главное, мероприятие сезона. Например, у большинства членов сборной команды республики — чемпионат России, у пловцов сборной страны — чемпионат  Европы,  мира   или  олимпийские  игры.
   Само по себе нацеливание кандидатов в команду на какое-то конкретное соревнование еще не решает проблемы психологической подготовки. Успех дела определяется всей атмосферой, в которой протекает тренировка отдельных пловцов и команды в целом. До настоящего времени условия подготовки команд зависят от реализации двух основных и диаметрально противоположных   приемов   планирования   соревновательного   периода.
   В первом случае устраивается одно отборочное соревнование, на котором комплектуется окончательный состав команды, а затем осуществляется ее централизованная подготовка к участию в главном мероприятии сезона.
   На отборочных соревнованиях перед кандидатами в команду ставится задача не только быть в числе победителей, но и продемонстрировать определенный уровень достижений, выполнить так называемые «выездные нормативы».
На первый взгляд такая система кажется весьма логичной: единственное отборочное соревнование должно содействовать сохранению запаса нервной энергии пловца для участия в главном мероприятии сезона. На деле этот вариант формирования и подготовки команды не выдерживает критики. Требование с первой же попытки в единственных отборочных соревнованиях выполнить «выездной норматив» оказывается настолько ответственным, что превращает их в главную цель сезона, влияющую на изменение направленности в тренировке даже самых квалифицированных пловцов, девизом которых становится: «основное — попасть в команду!».
Но вот команда укомплектована. Впереди еще месяц «спокойной» подготовки. Пловцы уже «в форме», они показали готовность стартовать в ответственных соревнованиях. Эту готовность следовало бы закрепить, да негде. Разрешить пловцу участвовать в каких-нибудь случайных соревнованиях тоже небезопасно. Что если его результаты окажутся низкими? Как тогда поступят руководители команды?
   Из-за отсутствия возможности участвовать в соревнованиях изо дня в день растет напряженность пловцов. Заключительный этап   подготовки   превращается   в  томительное   ожидание.
   Спортсмены под руководством тренеров пытаются удержать достигнутое ранее состояние всесторонней готовности. Они варьируют нагрузку, совершенствуют чувство темпа и дистанции, шлифуют стиль, но все это не решает главной задачи этапа: пловцы не воспитывают бойцовских качеств, умения управлять своими действиями в соревнованиях; утрачивают чувство противника. В такой ситуации к моменту итогового мероприятия сезона даже весьма опытные мастера водной дорожки теряют былое равновесие и довольно редко оказываются способными демонстрировать свои наилучшие результаты.
Второй вариант планирования соревновательного периода основывается на целой системе отборочных стартоз. Например, в чемпионатах союзных республик и Советского Союза, в подводящих (с участием спортсменов нескольких стран) и итоговых (чемпионатах Европы, мира) международных соревнованиях.
   В этом случае пловцы заранее оповещаются о том, что в сборную команду страны будут зачисляться только те из них, кто во всей серии отборочных стартов покажет наиболее стабильный уровень достижений.
   Такое построение тренировочного процесса на заключительном этапе сезона кажется довольно обоснованным. Однако тщательный анализ практических данных заставляет критически относиться и к этому способу формирования команд по результатам пловцов в нескольких (как правило, 2—3) соревнованиях.
   В самом деле, что означает требование в течение полутора месяцев и в обстановке жесткой конкуренции добиваться одинаково высоких результатов? Во-первых, колоссальное напряжение духовных и физических сил пловца, во-вторых, абсолютное отсутствие возможности нацелиться на главное событие сезона. В такой атмосфере действительно «выживают» самые подготовленные и стойкие бойцы. Но слишком велики оказываются «издержки производства»: не выдерживают конкуренции и отсеиваются те спортсмены, которые могли бы еще принести команде пользу.
   Какую же систему планирования соревновательного периода следует считать в настоящее время самой целесообразной? Очевидно, ту, которая удовлетворяла бы следующим основным требованиям: не мешала вести подготовку к главному соревнованию сезона, содействовала совершенствованию бойцовских качеств пловцов, ориентировала на важность показания высоких результатов лишь в последних отборочных стартах, помогала наилучшим образом формировать состав команды.
На примере с комплектованием сборной команды СССР эта система должна выглядеть так. В чемпионатах союзных республик и Советского Союза сильнейшие пловцы участвуют «с ходу»: не форсируя раннего вхождения в форму, не теряя из виду главного ориентира сезона (допустим, чемпионата Европы). 
   Для участия в соревновании «с ходу» характерно, что, во-первых, пловец продолжает еще оставаться под воздействием предшествующих нагрузок, как образно выражаются тренеры,— «задавлен» ими; во-вторых, продолжается «доводка» его индивидуальной техники и тактики. Эта «доводка» осуществляется во время ответственных стартов. С психологической точки зрения участие «с ходу» в таких соревнованиях, как первенство СССР, является серьезным испытанием. Те из пловцов, кто выдержит испытание, будут твердо уверены, что после завершения разгрузки, а также в результате «доводки» стиля и тактики они добьются более высоких достижений.