Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 53 гостей онлайн


Основы тренировки - Психологическое состояние спортсмена

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   Совсем иное дело, если в канун отъезда на ответственные соревнования спортсмену настойчиво внушают, что он может и должен завоевать золотую медаль, принести команде заветные очки, выполнить свой патриотический долг и т. п. Такая психологическая подготовка редко приносит пользу. В одних случаях-уверен-ность в своих силах постепенно переходит у пловца в самоуверенность, которая расхолаживает его отношение к жесткому режиму, тренировке, ведению активной борьбы в предварительных заплывах. В других случаях спортсмена начинают преследовать навязчивые мысли, направленность которых за неделю-полторы до старта носит примерно такой характер: «Я и в самом деле могу и должен завоевать золотую медаль. А как будут рады товарищи по команде, знакомые, родные, друзья! Мне присвоят высокое звание» — и т. п. Чем меньше остается времени до старта, тем больше такого претендента на золотую медаль начинают терзать сомнения: «А что если я не оправдаю доверия, проиграю? Рухнут все надежды. Меня сочтут за труса, будут упрекать...».
    Выходить на старт в таком психологическом состоянии по-настоящему нелегко. Об этом хорошо знают опытные тренеры и нередко в корыстных целях используют известный психологический прием. При встрече после полуфинальных заплывов с главным конкурентом своего воспитанника такой тренер дружелюбно похлопает его по плечу и доверительно скажет что-либо вроде: «Ну, Юра, молодец! Плыл ты сегодня отлично, не то что мой Валерка. Быть тебе на этот раз чемпионом». После такого хода озадаченный Юрий теряет способность трезво оценивать события. Он и сам чувствует, что плыл хорошо, но вовсе не думал о быстрой капитуляции противника, настраивал себя на трудную борьбу в финале.
   С помощью такого психологического приема многие из пловцов мгновенно оказываются выведенными из равновесия, каждого начинает преследовать назойливое: «Неужели золотая медаль принадлежит мне?!» С мыслями о лаврах чемпиона труднее погрузиться в сон, а в день финала, как правило, чувствуется какая-то вялость и апатия ко всему окружающему. Перед стартом появляется небывалое волнение, а на дистанции тяжесть в мышцах. В итоге чаще всего — проигрыш. «Сгорел» — говорят спортсмены в таких случаях. И действительно, необычное нервно-психическое напряжение мешает пловцам отдыхать, быть на старте собранными и свежими, готовыми вести борьбу.
   Многочисленные примеры из практики убедительно показывают, что чем ближе самое ответственное, итоговое, соревнование сезона, тем реже надо вести со спортсменом разговоры о цели, которой посвящена его предшествующая подготовка. Спортсмен без каких-либо призывов, внушений или «накачек» сам стремится добиться лучшего для себя результата. Поэтому обстановка в любой команде должна быть такой, чтобы пловцы возможно меньше думали о предстоящих стартах, не разжигали между собой ажиотажа, переключали внимание на события, не имеющие отношения к спорту.