Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 19 гостей онлайн


Основы тренировки - Психологическая подготовка

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   С психологической точки зрения следует очень осторожно подходить к определению цели подготовки пловца в виде включения в план обязательств по установлению на конкретных соревнованиях сезона рекордов России, Европы или мира. Пока еще не настолько изучена корреляция между динамикой нагрузки и результатом, чтобы можно было, опираясь на эту зависимость, осуществлять какие-то расчеты достижений и тем более точно устанавливать дату их показания. Поэтому любой из тренеров, записывающий в план предполагаемые контрольные или итоговые результаты пловца, почти наверняка обрекает себя на ошибку.
   Спортивные руководители объясняют эту ошибку низкой квалификацией тренера, а пловцы просто-напросто утрачивают в него веру.
По-иному при составлении планов поступают опытные педагоги. Все свои знания они мобилизуют на разработку программ подготовки. Изучив в общих чертах особенности динамики результатов, настоящие специалисты довольно точно, хотя и по интуиции, определяют минимальные цифры роста, которые и доводят до сведения спортсменов. Выполнение и тем более перевыполнение таких плановых заданий не только радует пловца, но и укрепляет веру в незыблемость авторитета его наставника.
   Таким образом, в соревновательном периоде психологическая подготовка мастера водной дорожки, вопреки широко бытующей практике, должна быть направлена не столько на внушение ему уверенности в том, что он сможет добиться планируемых результатов, сколько на воспитание у него таких качеств, которые помогут вести борьбу в самых сложных и необычных ситуациях, возникающих на ответственных соревнованиях.
   Совершенствование психических процессов, связанных с познавательной деятельностью. В состоянии спортивной формы кроме чувства воды, темпа, скорости и дистанции важную роль играет такое специализированное восприятие, как чувство противника — умение во время заплыва тонко разгадывать все его действия, определять слабые и сильные стороны подготовленности, захватить инициативу в борьбе. Это чувство формируется только у пловцов высшей квалификации в специфических условиях соревновательных периодов.
   Интересно, что в недалеком прошлом соперники, особенно живущие в разных странах, никак не хотели встречаться в заплывах на второстепенных соревнованиях. Теперь же, наоборот, каждый из них предпочитает помериться силами задолго до итоговых стартов сезона или олимпийского цикла.
  Если на протяжении подготовительного периода пловец регулярно формировал и совершенствовал свои двигательные представления, то в соревновательном периоде он может твердо рассчитывать на такое мощное средство, как идеомоторная тренировка. Для этого после обычной разминки, за 3—5 мин. до старта на основную дистанцию в контрольном или официальном заплыве, мастер водной дорожки выполняет имитационные движения и начинает тщательно сосредоточиваться на предстоящей борьбе: мысленно преодолевает дистанцию, вспоминает ощущения, которые связаны с лучшими вариантами техники и тактики, с распределением сил и пр.; а в последнюю минуту до старта старается 2—3 раза акцентировать внимание на отчетливом представлении начала соревнования: стартовой позы, движений после выстрела, полета и входа в воду, выхода на поверхность и первых, выполняемых в оптимальном темпе, плавательных движений. Такая идеомоторная подготовка позволяет намного лучше сосредоточиться на предстоящем заплыве, избавиться от навязчивых идей и страхов, мобилизовать волю.
   В соревновательном периоде среди психических процессов, связанных с познавательной деятельностью спортсмена, особое место занимает практическое мышление и двигательная память.
   Когда решаются задачи «доводки» техники или тактики, тренеру приходится планировать вариативные упражнения.
Во время выполнения этих упражнений пловец обязан тщательно осмысливать свою двигательную деятельность и из множества ее вариантов выбирать оптимальные. Оптимальный вариант техники, стиля необходимо как следует прочувствовать, а затем запомнить. Пловцы с хорошей двигательной памятью в состоянии закреплять положительные навыки не только при повторном выполнении упражнений, но и с помощью идеомоторной тренировки. Побуждения тренера значительно активизируют процессы осмысливания и запоминания двигательной деятельности спортсмена. Поэтому желательно избегать все еще бытующего на практике механического заучивания специальных упражнений.