Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 43 гостей онлайн


Основы тренировки - Приспособление к новому временному поясу

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   Для формирования боевой готовности далеко не безразлично, как с психологической точки зрения будут решаться задачи приспособления спортсмена к условиям предстоящих соревнований— к привычному климату, новому временному поясу, необычному жизненному укладу (особенно при выездах за рубеж), иным, нежели на Родине, спортивным сооружениям и пр.
   Во время соревнований в стране и за рубежом чаще всего приходится сталкиваться с проблемами перестройки жизненного динамического стереотипа, связанного с адаптацией организма пловца к новому временному поясу. Например, перелет пловца из Хабаровска в Москву или из Москвы в любую точку Америки вынуждает его на добрую треть сдвинуть привычный суточный режим. Естественно, что в таких случаях в дневные часы будет клонить ко сну, появится безразличие к пище, снизится общая работоспособность. Чтобы быстрее преодолеть все это, рекомендуется уже в самолете «смещать» сутки и сразу же после переезда включаться в новый режим.
   Скажем, после дневного перелета из Хабаровска в Москву полезно продлить бодрствование на 5—7 часов. Этот прием почти всегда погружает пловца в крепкий и нормальный по продолжительности сон, после которого намного легче выполнить программу следующего дня. Для нормальной перестройки вегетативных функций и адаптации организма к новому временному поясу, т. е. для полного восстановления работоспособности, необходимо всего 3—4 дня. Все это очень важно умело внушить не только отдельным спортсменам, но и команде в целом. В противном случае ощущения первых двух дней могут вывести спортсмена из равновесия и он окажется на старте далеко не в лучшем нервно-психическом состоянии.
   Несколько сложнее решается проблема приспособления пловца к новым климатическим и особенно высотным условиям. На первый взгляд кажется, что чем дольше будет находиться человек в непривычных для него субтропиках или в среднегорье, тем лучше должен приспособиться к ним его организм. На деле все выглядит иначе. Длительное пребывание в неблагоприятных климатических условиях, связанное с томительным ожиданием начала соревнований, пагубно отражается на состоянии психики спортсмена. А это оказывается решающим: никакие адаптации вегетативных функций не могут спасти его от неизбежных неудач, если не будет решена задача формирования полной психической готовности к участию в соревнованиях.
   Опыт подготовки и выступления сильнейших мастеров водной дорожки на XVIII и XIX Олимпийских играх наглядно показывает, что на заключительном этапе подготовки ни в коем случае не следует превышать оптимальные сроки предварительного пребывания в стране, где проводятся соревнования. На наш взгляд, эти сроки могут колебаться для адаптации к новым климатическим условиям в следующих пределах: не более 9—12 дней, а к условиям среднегорья — 18—21 день.
   Во всех случаях переездов па незначительные расстояния (с разницей во времени в 1—2 часа) в места с обычными климатическими условиями рекомендуется прибывать за 2—3 дня до первых стартов, т. е. вылет команды на соревнования следует планировать на другой день после проведения контрольной прикидки.
   С психологической точки зрения такая схема наиболее оправданна; так как у себя дома пловцы завершают всю предварительную подготовку, остается лишь освоиться с условиями соревнований, опробовать бассейн, познакомиться с главными соперниками. Сама по себе атмосфера завершенности предсоревновательной тренировки успокаивает спортсмена, содействует формированию состояния психической готовности. Кроме того, правильное использование новизны обстановки (ознакомление команды с достопримечательностями города и его окрестностей, обычаями страны и т. п.), при условии строгого соблюдения привычного режима дня, помогает отвлечь пловцов от мыслей о предстоящей борьбе, сохранить их нервную энергию.
   Иначе выглядит ранний переезд к месту соревнований. На завершающем этапе подготовки очень важно кроме спокойной рабочей обстановки иметь еще и удобное расписание в бассейне. Как правило, добиться этого не удается. В результате тренеры не успевают реализовать свои планы, а пловцы начинают нервничать, терять необходимое перед ответственными стартами присутствие духа.
После переезда в город, где будут проводиться соревнования, необходимо как можно меньше изменять привычный режим и образ жизни команды. При этом неполадки с размещением, нарушение правильного питания или неблагоприятные условия для занятий не должны нервировать спортсменов: они обязаны управлять своими эмоциями, быть твердо уверенными в том, что никакие временные неурядицы не смогут сказаться на уровне их достижений.
   Во всем этом ведущая роль принадлежит руководителям, врачам и тренерам команд, хладнокровие и настойчивость или нервозность и растерянность которых моментально передаются всему коллективу.
   Пожалуй, нет ни одного настоящего спортсмена, который бы не стремился выступить в соревнованиях возможно лучше. Поэтому «накачки» отдельных руководителей, особенно если они слабо знакомы с составом своей команды, оставляют неприятный осадок, а иногда порождают и отрицательные эмоции.
  В канун соревнований собрания команды должны носить деловой характер. На них уточняются сведения о противнике, формулируются задания по тактике ведения индивидуальной и коллективной борьбы, раздаются стартовые протоколы; поясняется порядок открытия соревнований, проведения разминки, начала каждого заплыва и т. д. Ясность в решении этих вопросов в какой-то мере успокаивает каждого пловца, ибо с мыслью о соревнованиях он частично (а иногда и полностью — лучший вариант!) переключается на мероприятия, связанные с непосредственной подготовкой к старту.
   В особенно трудных ситуациях (когда известен заведомо более сильный противник, при упадническом настроении команды или большинства ее членов, при каких-либо чрезвычайных происшествиях и'т. д.) рекомендуется прибегать к собранию, как к средству мощной психологической мобилизации коллектива пловцов. Проведение такого собрания по плечу лишь немногим тренерам— отличным психологам, обладающим высоким педагогическим мастерством, блестяще знающим каждого члена команды и его потенциальных противников, пользующимся заслуженным авторитетом не только у пловцов, но и у всего состава команды. Желаемый эффект достигается не с помощью громких призывов, а благодаря трезвому анализу обстановки и умелому использованию конкретных фактов из жизни и поведения спортсменов настраиваемой команды.
   Тренировки квалифицированного пловца накануне соревнований с психологической точки зрения весьма специфичны. Как бы ни был спаян и дружен коллектив какой-либо команды, большинство спортсменов, специализирующихся на одной и тон же дистанции, чувствуют себя не только партнерами, но и конкурентами. Поэтому подсознательно, а довольно часто и сознательно, пловцы стараются создать друг у друга ложное представление об уровне своей подготовленности: в случаях, если провоцируется «высокая» готовность, они показывают результаты на отрезках выше тех, которые предлагает тренер, демонстративно заявляют о желании увеличить объем некоторых упражнений и, наоборот, если хотят усыпить бдительность противника, преодолевают отрезки с низкой скоростью, жалуются на всякого рода недомогания, стремятся раньше времени покинуть бассейн и т. д.
  Еще более тонко выглядит психологическое соперничество спортсменов разных команд, претендующих на высокое звание победителей международных соревнований. В ход пускаются любые способы дезинформации: выдающиеся мастера водной дорожки тщательно продумывают характер каждого интервью, которые они дают корреспондентам газет, радио и телевидения; определяют направленность очных контактов с противниками, предлагают им совместные тренировки, ведут наблюдения с трибун и т. д. Во всей этой сложной игре очень тяжело отличить явное от показного. И все же по отдельным, едва заметным, штрихам опытные тренеры довольно точно оценивают состояние противника и в зависимости от этого определяют линию поведения своих подопечных.
Из всех дней соревнований самым напряженным для психики пловца является день его первого старта. Чтобы в какой-то мере сгладить это напряжение, тренеры стараются не менять привычного для пловца суточного режима; увязывают характер утренней гимнастики, подводящей тренировки и разминки с нервно-психическим состоянием спортсмена. Так, при симптомах стартовой лихорадки в утренней гимнастике увеличивают продолжительность медленного бега, исключают скоростно-силовые упражнения, акцентируя внимание на упражнения на растягивание основных мышечных групп; если же старт состоится вечером, утром планируют подводящую тренировку, которая включает упражнения, выполняемые в свободном темпе; такой же, успокаивающей пловца, должна быть и разминка непосредственно перед стартом.
   Если же спортсмен чересчур вял и апатичен, необходимо повысить его жизненный тонус, для чего вслед за энергичной разминкой рекомендуется выполнять на суше несложные скоростно-силовые упражнения, а в воде преодолевать отрезки на ускорение в околопредельном или предельном темпе. Кроме того, в обоих случаях хорошо помогают средства медикаментозной терапии, а также массаж, который направленно воздействует не только на мышечно-связочный аппарат, но и на психику спортсмена. При стартовой лихорадке пловца массируют спокойнее и мягче, при апатии — глубже и энергичнее.
   Важную роль в сохранении нервно-психического равновесия играет своевременный выезд к месту соревнований. Если пловец оказался в бассейне слишком рано, он не знает, чем ему заняться, как убить остающееся до разминки время; опоздание же чревато еще большими неприятностями — отсутствием возможности как следует размяться, подготовить себя к старту.
   В бассейнах с несколькими ваннами разминка проходит в течение всего соревнования. В таких условиях, с учетом индивидуальных особенностей пловцов, тренеры по-разному планируют последние перед стартом полтора-два часа.
   Спортсмены, которые не выносят одиночества, должны выезжать к месту соревнований со всей командой, участвовать в параде, а остающееся до разминки время они могут проводить в комнате отдыха или на свежем воздухе. Некоторым из них рекомендуется посмотреть несколько заплывов, «поболеть» за своих товарищей, заразиться атмосферой командной борьбы.
   Сложнее планировать предстартовое время в бассейнах с одной ванной, особенно когда все заплывы проводятся без перерывов. Разминка в воде до начала соревнований целесообразна лишь для пловцов, которые стартуют в течение первых 30—45 мин. Для остальных она почти полностью утрачивает свое значение. В таких случаях преимущество всегда на стороне спортсменов, приучивших себя к интенсивной разминке на суше: они своевременно выполняют ее, принимают теплый душ, а оставшиеся до старта 15—20 мин. посвящают идеомоторной подготовке — несколько раз имитируют движения и мысленно воспроизводят ощущения, связанные с прохождением дистанции в целом и отдельных ее частей.
   Пловцам, которых соревновательная обстановка чересчур возбуждает, рекомендуется приезжать в бассейн точно к намеченному времени, а в оставшиеся до заплыва минуты ни в коем случае не появляться на трибунах. Большую пользу им приносят приемы аутогенной тренировки.
   Крупнейшие соревнования по плаванию продолжаются от 5 до 7—8, а иногда и 10 дней. Спортсмены принимают участие в нескольких индивидуальных номерах программы и в 2—3 эстафетах. Количество стартов у особо выдающихся мастеров водной дорожки (с учетом предварительных и полуфинальных заплывов) может достигать 12. Например, спортсмен, плавающий кролем, принимает участие в розыгрыше первенства на 100 и 200 м (6 стартов), в эстафетах 4хЮ0м комбинированной, 4X100. и 4X200 м вольным стилем (по 2 старта в каждой эстафете).
   В течение всех дней соревнований пловец должен тренироваться и вести себя так, чтобы не только не утратить, а еще и увеличить свою боеспособность; сохранить нервно-эмоциональный тонус к моменту финальных стартов. Для этого используется довольно широкий круг средств: поддержание обычного режима дня, чтение интересных книг, слушание легкой музыки, игра в шахматы, аутогенная и психорегулирующая тренировка и др. Но все же главное — это нахождение разумной тактики борьбы, умелое распределение духовных и физических сил пловца, трезвая оценка результатов предварительных заплывов, правильная психологическая настройка на участие в финалах.
   Бывают случаи, когда уже в предварительных заплывах спортсмены  выступают очень удачно, устанавливают  рекорды, оказываются в числе главных претендентов на золотые медали. Некоторые малоопытные руководители, а иногда- и тренеры, открыто выражают свой восторг, поздравляют пловцов с выдающимися достижениями, сулят им легкую победу в финале. Нередко это выбивает таких пловцов из равновесия. Они начинают преждевременно размышлять о лаврах чемпионов, затем мучаются в сомнениях и в результате выходят на старт вялыми, перегоревшими. Бороться в таком состоянии с равным по силам противником практически безнадежно.
Перед каждым стартом пловец внимательно выслушивает последние указания (установку) тренера. Эти указания должны быть очень краткими и четкими. Их надо произносить спокойным и уверенным тоном так, чтобы они не раздражали пловца, не сдерживали его творческой инициативы. Тренеру никогда не следует скатываться до роли заботливой няньки или опекуна. Всякое чрезмерное внимание превращается в назойливость, мешает спортсмену сосредоточиться, самостоятельно оценить ситуацию, активнее включаться в борьбу. Следует помнить о том, что во время заплыва на официальных соревнованиях любое подсказывание с борта бассейна (окрики тренера, жесты, сигналы и пр.) расценивается как лидирование. Спортсмены, пользующиеся услугами «суфлеров», могут быть дисквалифицированы.
   В любых соревнованиях приходится иметь дело с победителями и побежденными. Обычно победители оказываются в центре внимания не только представителей прессы, зрителей и поклонников их таланта, но и руководителей команд, врачей и тренеров. 
Чемпионов и рекордсменов отмечают высокими званиями, о них пишут статьи и хвалебные очерки и т. п. В атмосфере всеобщего восхищения их достижениями мало кому из пловцов удается остаться по-прежнему скромным.
   Спортсмены плохо переносят неожиданные поражения, особенно в случаях, когда руководители или тренеры обрушивают на них свой гнев.
   Таким образом, чрезмерное внимание к победителям и резкое пренебрежительное отношение к побежденным в одинаковой мере наносят ущерб делу.
В первом случае пловцы, поверившие в свой особый талант, в исключительную значимость своих заслуг, теряют вкус к повседневному упорному совершенствованию, во втором — потерпевшие поражение вообще перестают верить в свои успехи, в тренера, который их готовил, и иногда даже бросают дальнейшие занятия спортом.
   От опыта и самообладания тренера зависит многое. Как бы ни радостна была победа ученика, наставник обязан сдержанно поздравить его с успехом, а несколько позже, когда улягутся страсти, трезво проанализировать ход соревнования, остановиться на теневых сторонах подготовленности пловца, внушить, что достигнутые результаты обязывают его тренироваться с утроенной энергией.
Но особого внимания требует проигравший. Если поражение является следствием беспечности ученика, не рекомендуется сразу же после заплыва читать ему нотации или в резкой форме делать замечания. Достаточно лишь сдержанного, холодного внимания тренера, чтобы пловец оценил свои ошибки и в корне изменил отношение к подготовке. Бывает, что спортсмен терпит поражение в результате неудовлетворительного нервно-психического состояния. В таких случаях тренер обязан оказать ученику самую теплую поддержку, убедить его в том, что без поражений нельзя стать выдающимся мастером, мобилизовать на еще более планомерное и упорное совершенствование.
Теоретическая подготовка. В соревновательном периоде, как и на втором этапе подготовительного периода, теоретическая подготовка должна содействовать воспитанию сознательного отношения к тренировке, режиму дня и питания, различным указаниям до, во время и после соревнований.