Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 34 гостей онлайн


Основы тренировки - Методы подготовки

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период


   Методы подготовки — важнейшие приемы, посредством которых педагог осуществляет процесс обучения, тренировки и воспитания спортсмена. К основным методам относятся: словесные, наглядные и практические.
   Словесные методы. Воздействуют на тренирующихся через вторую сигнальную систему и обеспечивают непосредственное воссоздание действительности в виде представлений, понятий, умозаключений или суждений.
   В подготовке спортсмена слово тренера выполняет самые различные функции: оно помогает создать у пловца предварительное представление о том или ином движении, упражнении, задании; дает возможность судить о правильности выполнения упражнения и с помощью информации, получаемой от тренера, своевременно исправлять допущенные ошибки; оценивать и осмысливать итоги выполнения заданий в целом. Для этого используются рассказ, объяснение, распоряжения, команды, замечания, сигналы и беседы.
   Наглядные методы. Воздействуют на тренирующихся преимущественно через первую сигнальную систему и создают у них конкретные представления о технике движений, особенностях выполнения того или иного упражнения, элементах тактики и т. д.
Для обеспечения наглядности в процессе подготовки квалифицированного спортсмена часто обращаются к различным киноматериалам (фильмам о сильнейших пловцах мира; кинокольцовкам, кинограммам, киноциклограммам и другим материалам, которые характеризуют особенности подготовки тренирующегося), организуют просмотры занятий и соревнований, где участвуют соперники, тщательно продумывают всю систему показа основных упражнений на суше и в воде.
   Практические методы. В тренировке они регламентируют способ, режим выполнения упражнений. Практические методы называют также методами упражнения, а еще чаще — методами тренировки.
   Основные режимы выполнения упражнений определяют характер воздействия нагрузки на организм спортсмена, а стало быть, и направленность процесса общей и специальной физической подготовки.
   Известно, что нагрузка вызывает расход энергетических ресурсов тренирующегося, утомляет его. В то же время она активизирует течение восстановительных и адаптационных (приспособительных) процессов, которые при достаточном отдыхе способствуют накоплению энергетических ресурсов до уровня, превышающего исходное состояние (уровень «до работы). Таким образом, отдых можно считать столь же необходимым фактором, обеспечивающим повышение работоспособности спортсмена, каким является нагрузка.
   Режим выполнения любого физического упражнения зависит от интенсивности каждой из его частей, а также от характера и соотношения суммарных работы и отдыха.
   Проанализируем, например, упражнение в проплывании 16 отрезков по 50 м (16x50 м). Каждую часть (отрезок) пловец может преодолевать в малом, умеренном, большом, околопредельном и предельном темпе или с интенсивностью 75, 85, 90, 95% от предельной и т. д. Различают и характер работы:
стандартный—16X50 м, где каждый отрезок проплывается либо в околопредельном темпе с интенсивностью 98% от максимальной, либо в умеренном, большом, малом или предельном темпе;
вариативный — 16x50 м, где 1, 5, 9 и 13-й отрезки преодолеваются в малом темпе; 2, 6, 10 и 14-й — в умеренном; 3, 7, 11 и 15-й в большом; 4, 8, 12 и 16-й — в околопредельном темпе;
смешанный — 16X50 м, где каждый отрезок проплывается с ускорением, начиная с малого и кончая предельным темпом, или 1, 2, 3, и 4-й отрезки — в малом темпе; 5, 6, 7 и 8-й — в умеренном; 9, 10, 11 и 12-й — в большом; 13, 14, 15 и 16-й — в околопредельном темпе и т. д.
   Нагрузка в виде стандартного выполнения упражнений позволяет успешнее осваивать заданную постоянную скорость или темп плавания, помогает закреплять технику выполнения отдельных элементов и способа плавания в целом.
Вариативное выполнение упражнений содействует нахождению лучшего варианта техники или темпа движений, приучает пловца различать малейшие изменения скорости, воспитывает готовность ко всевозможным ускорениям на дистанции, стимулирует не только освоение какого-то нового качества работы, но и повышение его на более высокий уровень.