Главная Основы тренировки

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 42 гостей онлайн


Основы тренировки - Механизм анаэробной и аэробной производительности

Индекс материала
Основы тренировки
Система подготовки пловца
Цель и задачи тренировки
Средства тренировки пловца
Средства специальной физической подготовки
Упражнения на суше
Методы подготовки
Пассивный и активный отдых
Механизм анаэробной и аэробной производительности
основные моменты интервального метода
комбинированные режимы интервальной тренировки
Интервальное выполнение упражнений
Переменный метод тренировки
Распределение сил пловца
Дистанционная тренировка
Контрольный метод.
Три формы проявления быстроты
Методы развития выносливости
Совершенствование уровня подготовки
Силовая подготовка пловца
Особенности тренировочной нагрузки пловца
Классификация упражнений
Интенсивность и скорость плавания
Дозирование нагрузки в тренировке пловца
Дозирование нагрузок
Требования к дополнительной нагрузке
Принцыпы спортивной тренировки
Восстановление работоспособности
Большие и максимальные нагрузки
Закономерности развития спортивной формы
Первый этап подготовительного периода
Физическая подготовк
Игра в водное поло
Гребля и лыжная подготовка
Совершенствование гибкости
Подвижные и спортивные игры
Упражнения на ловкость
Силовая выносливость
Контрольные упражнения на первом этапе
Плавание кролем на груди
Комплекс упражнений при плавании баттерфляем
Тактическая подготовка
Тактические задачи
Психологическая подготовка
Упражнения на чувство темпа
Представления о двигательной деятельности пловца на 1 этапе
Двигательная память
Второй этап подготовительного периода
Соревновательный период
Техническая подготовка
Психологическая подготовка
Подготовка и участие в отборочных соревнованиях
Психологическое состояние спортсмена
Психологическая подготовка
Управление эмоциональным состоянием
Стартовая лихорадка и апатия
Особенности подготовки перед ответственными соревнованиями
Приспособление к новому временному поясу
Переходный период

   Каков же в общих чертах механизм анаэробной и аэробной производительности? В первые же секунды интенсивной надкритической мышечной работы, когда еще не успевает развернуться ' деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, поступление энергии происходит в результате распада аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Содержание АТФ в клетках должно быть постоянным, иначе мышцы потеряют способность сокращаться.
   В течение первых 30 сек. мышечной работы ресинтез АТФ осуществляется за счет распада богатого энергией креатинфосфата (КрФ). Этот механизм называют креатинфосфатным, он составляет основу алактатиого кислородного долга.
Запасы КрФ очень малы, и поэтому вскоре автоматически подключается второй анаэробный процесс — распад углеводов до молочной кислоты (гликолиз), который сопровождается образованием лактатного кислородного долга. Часть выделяющейся при этом энергии используется на восстановление АТФ. Однако запас углеводов в мышцах также невелик. За счет гликолиза напряженная работа мышц продолжается около 3 мин. Накапливаемая в мышцах молочная кислота вызывает удушье, тяжесть, желание прекратить упражнение; прогрессирующий общий (алактатный и лактатный) кислородный долг достигает своей максимальной величины.
Когда возможности гликолиза исчерпываются, продолжение работы мышц происходит за счет аэробного процесса: энергия обеспечивается благодаря окислению пищевых веществ. Для этого необходим кислород, транспортировка которого из атмосферного воздуха в мышцы зависит в целом от деятельности легких, сердца, систем дыхания и кровообращения.
   В спортивном плавании максимум аэробной и анаэробной работоспособности увеличивается вместе с ростом подготовленности и квалификации пловца. Так, у спортсменов III разряда среднее значение максимального потребления кислорода равно 57, а у мастеров спорта — 69 мл/кг/мин; среднее значение кислородного долга у спортсменов III разряда составило 5,45 л, а у мастеров спорта — 11,5 л. Стало быть, повышение максимума аэробной и анаэробной работоспособности является одним из главных условий спортивного совершенствования.
   Узкая специализация в плавании предъявляет к спортсменам специфические требования. В этом плане большой интерес представляют показатели работоспособности, полученные при изучении группы мастеров спорта, плавающих кролем.
Легко убедиться, что наибольшие аэробные способности отмечаются у стайеров, а самые высокие показатели анаэробной производительности — у спринтеров.
   В прерываемых упражнениях режим работы мышц определяется не только характером, интенсивностью и продолжительностью каждой части упражнения, но и величинами интервалов отдыха. Так, сочетание надкритических интенсивностей с недостаточными для восстановления интервалами отдыха всегда приводит к повышению анаэробной производительности, а постепенное (но до известных пределов) увеличение интервалов отдыха или снижение интенсивности вызывает активизацию аэробных процессов.
   По режиму выполнения упражнений в спортивном плавании различают пять основных методов тренировки: интервальный, переменный, повторный, равномерный и контрольный.
Интервальный м ет о д. В интервальном методе тренировки регламентируется все: длина (стало быть, и продолжительность), интенсивность и характер нагрузки (стандартный или вариативный) в отдельных частях упражнения и отдых между каждыми двумя повторениями.
   Влияние интервального метода тренировки на организм пловца довольно разнообразно. Однако в настоящее время, опираясь на исследования некоторых авторов (Л. П. Макаренко, Н. И. Волков, С. М. Гордон, Е. А. Ширковец, В. Н. Платонов и др.), а также учитывая богатую интуицию тренеров по вопросу о его физиологическом воздействии и преимущественной педагогической направленности, можно выделить основные моменты интервального метода.