Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 54 гостей онлайн


Планирование - Методика построения тренировочных занятий

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

 Основной организационной формой процесса тренировки спортсменов является тренировочное занятие, в ходе которого используются различные средства и методы физического воспитания.
 Содержание занятий, направленных на решение задач специальной физической подготовки пловцов, составляют специально-подготовительные и соревновательные упражнения, которые выполняются в режимах различных методов.

 Динамика работоспособности в процессе тренировочного занятия и его общая структура

   В начале любого тренировочного занятия у спортсмена отмечается период постепенного нарастания работоспособности — так называемый период врабатывания. Он характерен для любой мышечной деятельности и является биологической закономерностью.
    Периоду врабатывания предшествует период предрабочего возбуждения нервной системы и активизации деятельности вегетативных функций как реакция организма на осознанную настройку для выполнения той или иной работы.
   В периоде врабатывания происходит совершенствование необходимого стереотипа движений: улучшается координация, уменьшаются энерготраты на единицу работы, т. е. повышается коэффициент ее полезного действия. Улучшается также регуляция сегетативных функций, причем процесс активизации отдельных систем происходит неодновременно. Так, например, период врабатывания двигательной системы (в зависимости от интенсивности работы) может колебаться в пределах от десятков секунд до 2—3 мин. Врабатывание вегетативных систем протекает значительно медленнее — максимальная активизация деятельности систем кровообращения и дыхания может происходить в течение 4—6 мин. Причем одни показатели (частота сердечных сокращений, легочная вентиляция) достигают устойчивого уровня быстрее, а другие (минутный объем кровообращения, потребление кислорода) — медленнее. Период врабатывания находится в прямой зависимости от интенсивности выполняемой работы — чем она интенсивней, тем длительнее врабатывание.
   Этот процесс развивается особенно успешно, если используются те упражнения, которые предстоит выполнять в последующей деятельности. Период врабатывания протекает быстрее у спортсменов, адаптированных к выполнению данной работы.
   После окончания периода врабатывания выполнение программы тренировочного занятия сохраняется в течение определенного времени на относительно постоянном уровне, в так называемом устойчивом состоянии. В это время достигается согласованная деятельность двигательных и вегетативных функций. Внешне состояние устойчивой работоспособности проявляется в рациональной технике плавания, наличии «чувства воды» и «чувства времени».
   Нарушение состояния устойчивой работоспособности происходит вследствие развития процесса утомления, проявляющегося во временном снижении работоспособности.
   Таким образом, прослеживаются четыре основных периода изменений функционального состояния организма спортсмена в процессе тренировочного занятия:
I — период предрабочего возбуждения,
II— врабатывания,
III—устойчивого состояния,
IV—снижения работоспособности.
   Ими определяется существующая структура тренировочных занятий.

  Занятия, направленные на решение задач специальной физической подготовки, строятся по общепринятой форме и состоят из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.
 Вводная часть. Здесь осуществляются организационные мероприятия: построение группы, рапорт, проверка посещаемости, разъяснение содержания занятия. Продолжительность вводной- части колеблется в пределах 5—15 мин. и зависит от квалификации спортсменов.
  Следует отметить, что многие тренеры пренебрегают вводной частью, допуская тем самым серьезную ошибку. Во-первых, четко проведенная вводная часть дисциплинирует спортсменов, приучает их к слаженным действиям, концентрирует внимание на предстоящей деятельности. Во-вторых, при правильной настройке пловцов на выполнение программы занятия возникает так называемое предстартовое состояние, которое заключается в повышении активности основных функциональных систем организма, что способствует более быстрой подготовке организма к предстоящей работе и стимулирует его эмоциональное состояние.
   Подготовительная часть. Ее основной задачей является подготовка пловца к выполнению упражнений основной части занятия. По сути дела, это то, что мы в практике называем разминкой, под которой подразумевается выполнение комплекса специально подобранных упражнений с целью оптимальней подготовки спортсмена к предстоящей работе. Разминку принято делить на две части: общую и специальную. Первая способствует активизации важнейших функций — деятельности центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативной системы, подготавливая организм к основной работе. Здесь используются различные общеподготовительные упражнения для повышения работоспособности организма. Вторая часть разминки, связанная с широким использованием специально-подготовительных и соревновательных упражнений, направлена на создание оптимального состояния тех центральных и периферических звеньев двигательного аппарата пловца, которые определяют эффективное! ь его деятельности в основной части занятия, а также на усиление вегетативных функций, обеспечивающих эту деятельность.
  Продолжительность разминки пловца, подбор упражнений, соотношение упражнений, выполняемых на суше и в воде, могут колебаться в значительных пределах и зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды и пр. В практике находит применение и значительная по объему разминка (относительно большое количество упражнений на суше общей продолжительностью до 15—20 минут, в воде — плавание 800—1000 м), и непродолжительная (интенсивное выполнение общеподготовительных и. различных специальных подготовительных упражнений только на суше в течение 10—15 мин.).
  Основная часть. В этой части занятия собственно и решается его главная задача. Выполняемая работа может быть самой разнообразной и обеспечивать повышение различных сторон специальной физической и психологической подготовленности, совершенствование оптимальной техники и тактики и т. д.
Продолжительность этой части занятия зависит от характера и методики применяемых в нем упражнений, величины тренировочной нагрузки. Подбор упражнений, их количество определяют направленность занятия и его нагрузку. Поэтому в остальных разделах данной главы рассмотрены вопросы, связанные с построением именно этой части занятия.
   В заключительной части занятия производится постепенное снижение интенсивности работы, чтобы привести организм пловца в состояние, по возможности, близкое к дорабочему, и создать условия, благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов. Как известно, при выполнении программ тренировочных занятий в плавании во много раз интенсифицируется деятельность различных функциональных систем. Последующий резкий переход к отдыху может вызвать неблагоприятные последствия. Поэтому сразу после окончания основной части занятия пловец должен еще спокойно проплыть 200—500 м (в зависимости от испытанной нагрузки и интенсивности работы при выполнении последних упражнений).