Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 53 гостей онлайн


Планирование - Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

 Для выявления сравнительной эффективности занятий избирательной и комплексной направленности нами был проведен педагогический эксперимент (В. Н. Платонов, Л. Э. Федорова), охватывающий вторую половину подготовительного и начало соревновательного периодов. В эксперименте принимали участие две группы квалифицированных пловцов (I спортивного разряда и мастеров спорта), каждая численностью по 12 человек.
   Схема тренировки в обеих группах была одинаковой, примерно идентичным был и объем средств, направленных на повышение различных сторон подготовленности. Отличие заключалось в том, что пловцы 1-й группы использовали занятия избирательной направленности с разнообразной программой, а "пловцы 2-й группы тренировались, применяя занятия комплексной направленности с последовательным решением задач.
   Для выявления сравнительной эффективности указанных вариантов построения тренировочного процесса в начале и конце его были исследованы различные стороны специальной физической подготовленности, а также функциональные системы.
   Мы видим, что у пловцов 1-й группы значительно и статистически достоверно возрос уровень специальных физических качеств, свидетельствующих о скоростпо-силовых возможностях и способности к проявлению выносливости различного рода. Этс нашло отражение и в результатах на соревновательной дистанции, которые существенно улучшились . Изменения в уровне специальной физической подготовленности базируются на прочной основе: намного возросли показатели пловцов этой группы, отражающие функциональные возможности центральной нервней, сердечно-сосудистой и дыхательной систем .
   Иная картина обнаруживается под воздействием тренировки, в которой использовались занятия комплексной направленности с последовательным решением задач. Положительные изменения у пловцов 2-й группы, свидетельствующие о возможностях проявления специальных физических качеств, выражены незначительно и недостоверно. Также не могут быть признаны существенными изменения в уровне спортивного результата и состоянии основных функциональных систем организма.
   Расхождения в основных показателях, характеризующих тренированность пловцов 1-й и 2-й групп, статистически достоверны, и лишь в отдельных случаях проявляется явно выраженная тенденция к различию. Особенно велико оно в таких важнейших показателях, как выносливость при работе аэробного и анаэробного характера, максимальное потребление кислорода и максимальный кислородный долг.
   Низкую эффективность тренировки с использованием занятий комплексной направленности в определенной мере можно объяснить тем, что эксперимент проводился во втором полуцикле и к его началу уровень специальной подготовленности пловцов был достаточно высок. Причем до начала экспериментальной тренировки со спортсменами широко проводились занятия избирательной направленности, несомненно оказывающие более глубокое воздействие на организм. Поэтому для дальнейшего повышения функциональных возможностей требовалось значительно увеличить объем воздействий на соответствующие функциональные системы для достижения глубоких сдвигов в их состоянии- Комплексные занятия, особенно построенные по принципу последовательного решения задач, оказывают широкое, но относительно неглубокое воздействие на организм пловцов, которое не может вызвать максимальной мобилизации адаптационных процессов (подробно см. в разделе 4.2). Вместе с тем вполне возможно, что на более ранних этапах подготовки, когда организм пловцов еще недостаточно адаптирован к специальным нагрузкам, разница в эффективности тренировочных занятии избирательной и комплексной направленности была бы выражена в меньшей мере.
   Результаты наших исследований соответствуют литературным данным и позволяют считать, что основной объем работы, направленной на развитие специальных физических качеств пловца, должен обеспечиваться занятиями избирательной направленности. Однако это ни в коей мере не снижает роли занятий комплексной направленности. Напротив, последние целесообразны во многих случаях, встречающихся при планировании тренировочного процесса.
   Выбор типа занятий, сочетание занятий комплексной и избирательной направленности в тренировочном микроцикле определяется такими факторами, как цель этапа или периода тренировки, преимущественные задачи, которые необходимо решить в данный день, состояние спортсмена, его индивидуальные особенности, специализация на той или иной дистанции.
   Тренировочный процесс в плавании в высшей степени многообразен, и проанализировать даже основные варианты, связанные с выбором типа занятий, определением их сочетаний и т. п., в данной работе не представляется возможным. Вместе с тем мы полагаем, что приведенный материал поможет разобраться в указанных вопросах и в каждом конкретном случае творчески подойти к их решению.