Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 59 гостей онлайн


Планирование - Соотношение нагрузок и отдыха

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

   Важнейшую роль при организации процесса тренировки играет оптимальное соотношение в тренировочных микроциклах нагрузок и отдыха. Количество занятий с большими и значительными нагрузками, вызывая существенные изменения в функциональном состоянии различных органов и систем, определяет объем раздражителей, которые могут лечь в основу динамики роста тренированности. Наличие периодов отдыха между этими занятиями позволяет восстановить гомеостазис, организма и способствует возникновению следовых реакций, и результате которых происходит формирование функциональных и структурных изменений, благоприятствующих росту тренированности.

   Чередование тренировочных нагрузок и стдыха в микроцикле может привести к реакциям трех основных типов:
а) максимальному росту тренированности;
б) незначительному тренировочному эффекту или полному его отсутствию;
в) переутомлению.
   Реакции первого типа имеют место во всех случаях, когда в микроцикле применяется оптимальное количество занятий с большими и значительными нагрузками при рациональном их чередовании. В случае, если в микроцикле применяется незначительное количество занятий с нагрузками, способными служить стимулом к росту тренированности, то возникает реакция второго типа. И, наконец, злоупотребление большими нагрузками или же их нерациональное чередование может привести к переутомлению спортсмена, т. е. вызвать реакцию третьего типа. В основе системы чередования нагрузок в микроцикле лежит концепция Г. В. Фольборга, развитая и дополненная другими специалистами. Разработанный ими подход к решению вопроса о чередовании нагрузок и отдыха предполагает выполнение последующей тренировочной нагрузки в фазе суперкомпенсации после предыдущей. В этом случае тренировочный эффект будет наивысшим. Если повторная нагрузка осуществляется позднее, когда следы от предыдущей в значительной степени сгладятся, эффект оказывается небольшим. Повторные нагрузки на фоне недовосстановления функциональных возможностей организма приводят к переутомлению и перетренировке. Обоснованность такого подхода к решению вопроса о режиме чередования работы и отдыха в тренировочных микроциклах неоднократно подтверждалась в экспериментальных работах как по физиологии спорта, так и непосредственно связанных с подготовкой пловцов.
   Однако нельзя не отметить, что приведенная схема значительно упрощает ситуацию, имеющую место в спортивной практике. Это объясняется рядом причин. Кратко рассмотрим некоторые из них.
    Известно, что процессы восстановления после физической работы проходят гетерохронно, т. е. восстановление и суперкомпенсация различных функций организма происходят разновременно. Отсюда вытекает вполне резонный вопрос: на какой же из показателей необходимо ориентироваться? Ориентация на наиболее поздний из восстанавливающихся показателей означала бы применение занятия с большими тренировочными нагрузками не чаще одного раза в 5—8 дней. Несмотря на то что такие рекомендации имеют место в литературных источниках, они в корне противоречат современным теории и практике спорта.
При выборе оптимального времени для очередной тренировочной нагрузки нужно учитывать, что утомление всегда носит конкретный характер, будучи специфичным для той или иной работы и преимущественно ухудшая состояние различных функциональных систем. Это позволяет применить очередное занятие с большой нагрузкой, не дожидаясь полного восстановления после предыдущего. Обоснованность такого подхода подтверждается передовой спортивной практикой: лучшие пловцы мира вводят в микроциклы до трех и более занятий с большими нагрузками, достигая при этом колоссального роста функциональных возможностей.
   Весьма перспективным является и такое построение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором очередное занятие проводится на фоне недовосстановления. Таким образом, происходит суммирование следовых явлений нескольких занятий. Естественно, что утомление после серии из нескольких занятий будет выражено значительно глубже, чем после одного, что приведет к значительно большему сверхвосстановлению. Такая серия должна рассматриваться как суммарная большая нагрузка, после которой планируется отдых, достаточный для восстановления и сверхвосстановления работоспособности. Злоупотребление подобными сочетаниями нагрузок при построении микроциклов неизбежно приведет к переутомлению, в то время как их эпизодическое применение, особенно при подготовке квалифицированных и тренированных пловцов, будет способствовать более эффективному росту тренированности.
   Занятия с большими нагрузками, являющиеся основным стимулом для повышения тренированности пловца, чередуются с малыми или средними нагрузками, которые могут оказывать заметное влияние на процессы восстановления, в значительной степени укорачивая их. Примерно такого же эффекта в отдельных случаях можно добиться и применением занятия с большими нагрузками другой направленности, которые, оказывая значительное влияние на функциональные системы, мало утомленные выполнением программы предыдущего занятия, незначительно воздействуют на утомленные системы и способствуют более быстрому их восстановлению.
   Даже краткое ознакомление с проблемой чередования нагрузок и отдыха в тренировочном процессе, направленном на решение задач специальной подготовки пловцов, несмотря на наличие общетеоретических предпосылок, а также определенного конкретного материала, свидетельствует о ее большой сложности и недостаточной изученности.
   Очевидно, не может быть дано точных и конкретных рецептов построения тренировочных микроциклов, применяемых в специальной подготовке пловцов вообще. Этот вопрос должен решаться в каждом отдельном случае конкретно для того или иного спортсмена (либо группы спортсменов примерно одинаковой квалификации и степени подготовленности) с учетом его подготовленности, квалификации, периода и этапа тренировки, сильных и слабых сторон и т. д. Однако во всех случаях в основе методики построения микроциклов должны лежать общие закономерности процессов утомления и восстановления в результате различных физических нагрузок, данные о преимущественном их воздействии и т. д. Поэтому в последующих разделах данной главы нами будут подробно рассмотрены особенности протекания процессов утомления и восстановления в условиях различных по величине и направленности нагрузок в плавании, взаимодействие нескольких различных по величине и направленности нагрузок и др.