Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 66 гостей онлайн


Планирование - Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

   В процессе решения задач специальной физической подготовки пловцов применяются различные тренировочные нагрузки: большие, значительные, средние, малые. Ощутимое тренирующее воздействие оказывают только большие и значительные нагрузки. Средние позволяют, в лучшем случае, поддерживать достигнутый ранее уровень тренированности, а малые прежде всего служат средством активного отдыха. Величина и характер построения тренировочных нагрузок оказывают решающее влияние на степень и характер утомления, а также на особенности протекания восстановительных процессов у пловцов.

 Воздействие занятий с различными по величине нагрузками

   Первые глубокие исследования по выявлению особенностей процессов утомления и восстановления в результате больших тренировочных нагрузок в плавании были проведены в 1959—1963 гг. Исследования носили комплексный характер. Наряду с педагогами в их проведении участвовали физиологи (М. Я. Горкин с сотр.) и биохимики (Л. III. Левина, К. П. Ханина).
   Исследование последействия занятий с большими нагрузками, направленных преимущественно на повышение скоростных возможностей (интервальное проплывание 25-метровых отрезков с высокой скоростью и длительными паузами) или развитие выносливости (дистанционное плавание с умеренной интенсивностью), показали,что особенности протекания процессов утомления и восстановления после работы различной направленности имеют много общего. В обоих случаях последействие нагрузок носит волнообразный характер с фазами снижения работоспособности, ее восстановления и супервосстановления . Указанная динамика прослеживалась также по ряду физиологических и биохимических показателей, характеризующих состояние основных функциональных систем организма пловца.
   Данные, полученные В. В. Вржесневским, позднее были подтверждены исследованиями И. О. Шухардина, проведенными среди квалифицированных юных пловцов. В этой работе было показано, что восстановление специальной работоспособности после занятий различной направленности происходит не одновременно: после занятия, направленного на повышение скоростных возможностей, — через трое суток, а после занятия, направленного на повышение выносливости, — через четверо.
Последействие занятия со значительной нагрузкой существенно отличается от влияния занятая с большой нагрузкой .
Как видно из таблицы, последействие значительной нагрузки сократилось по сравнению с данными, зарегистрированными при занятии большой нагрузки: фаза сниженной работоспособности уменьшилась более чем вдвое, резко понизилась амплитуда сдвигов. Таким образом, утомление, вызванное занятием со значительной нагрузкой, намного меньше, чем после аналогичного занятия с большой нагрузкой, несмотря на то что в первом случае объем работы меньше всего лишь на 15-25%.
Исследование последействия занятий со средними нагрузками показало, что восстановительные процессы в этом случае практически завершаются до истечения суток, а после малых — измеряются минутами и часами.