Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 48 гостей онлайн


Планирование - Воздействие занятий с нагрузками различной направленности

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

   В прошлых статьях указывалось, что общей закономерностью развития утомления является его специфический, конкретный характер для данных условий мышечной деятельности. Это дало основание отдельным специалистам утверждать, что наблюдающееся после тренировочных занятий с большими нагрузками угнетение одних функций, определяющих способность к проявлению того или иного качества, может не лимитировать работоспособность спортсмена-пловца при выполнении упражнений иной направленности.
Однако всестороннему экспериментальному изучению данный вопрос не подвергался ни в плавании, ни в других видах спорта. Это послужило нам предпосылкой для широкой программы исследований (В. Н. Платонов, Д. И. Фомин) по выявлению особенностей процессов утомления и восстановления в результате однократного и серийного применения занятий с большими нагрузками различной направленности в плавании. Изучалось воздействие занятий, направленных на повышение скоростных возможностей, выносливости при работе, определяемой преимущественно уровнем аэробной и анаэробной производительности, а также комплексных занятий двух типов (с параллельным и последовательным решением задач).
   Исследования показали, что занятия избирательной направленности с большими нагрузками оказывают глубокое, но относительно локальное воздействие на организм.
  После занятия скоростной направленности с большой нагрузкой у пловцов наблюдается значительное угнетение скоростных возможностей. Что же касается выносливости при работе аэробного характера, то здесь имеет место обратная картина: уровень этого качества выше исходного как через 6, так и через 24 часа после занятия.
   Эта же закономерность обнаружена и в результате изучения последействия занятий, направленных на повышение выносливости, определямой уровнем аэробной или анаэробной производительности. Так, через 6 часов после занятия, направленного на повышение выносливости при работе аэробного характера, скоростные возможности находятся на уровне, несколько превышающем исходный. Выносливость при работе анаэробного характера, угнетена через 6 часов и возвращается к дорабочему уровню через сутки. Что касается способности к выполнению работы, обеспечиваемой преимущественно аэробными механизмами обмена, то она резко снижена на протяжении всего периода изучения последействия.
   После занятия с большой нагрузкой, направленного на повышение выносливости при работе анаэробного характера, резко угнетаются соответствующие возможности. В то же время пловец в состоянии проявить высокую работоспособность при нагрузке скоростной направленности или деятельности, требующей мобилизации аэробных поставщиков энергии.
    Комплексные занятия с последовательным решением задач оказывают на организм пловцов более широкое, но относительно слабо выраженное воздействие. Через 6 часов после такого занятия наблюдается достоверное угнетение выносливости при работе как аэробного, так и анаэробного характера. Через сутки все сдвиги, вызванные работой, исчезают. Подобное незначительное утомление является закономерным: хотя в процессе занятия и выполняется большой объем работы со значительной интенсивностью, однако работоспособность в различных его частях преимущественно обеспечивается различными функциональными системами. В то же время объем работы избирательной направленности равен лишь трети того, который мог бы выполнить пловец, посвятивший все занятие развитию какого-либо одного качества. Поэтому его следует классифицировать как занятие со значительной, но никак не большой нагрузкой.
   Эти результаты обусловили необходимость дополнительного опыта, чтобы:
1) определить объем работы, который должен выполнить пловец в различных частях занятия комплексной направленности, вызвав к концу его снижение работоспособности, соответствующее большой нагрузке;
2) проследить, какое воздействие оказывает на организм пловцов выполнение программы занятий, построенных таким образом.
   При решении первой задачи исследовалось три варианта программ занятий. Первый из них предполагал изучение работоспособности в случае, если объем применяемых средств в каждой из частей занятия составляет 30—35% от регистрируемого в соответствующих занятиях избирательной направленности, второй — 40— 45% и третий — 50—55%.
   В результате проведенной работы было установлено, что распределить равномерно средства в каждой из трех частей занятия и одновременно получить воздействие на организм пловца, соответствующее большой нагрузке, можно в том случае, когда объем этих средств равен 40—45% от доступного в занятиях избирательной направленности. Если же при планировании программ занятий объем средств в каждой из его частей составляет 30—35% от доступного в занятиях избирательной направленности, то в конце последней трети пловец еще проявляет высокую работоспособность, что свидетельствует о недостаточной нагрузке. Если объем средств в каждой части занятия составляет 50—55%, то к началу последней трети пловцы утомлены и не в состоянии успешно выполнить упражнения, направленные на повышение выносливости при работе аэробного характера.
  Тренировочное занятие с разнонаправленными средствами в объеме 40—45% от доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности приводит к возникновению у пловцов утомления, соответствующего большой нагрузке- Причем оно носит общий и глубокий характер и свидетельствует о том, что спортсмены не в состоянии проявить высокую работоспособность в условиях применения нагрузок как скоростного характера, так и требующих проявления разного рода выносливости.
   Комплексные занятия с параллельным решением задач оказывают на пловцов всестороннее и соответствующее большой нагрузке воздействие. Занятие, направленное на параллельное повышение скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного характера, резко ухудшает состояние систем организма, обеспечивающих способность пловца к выполнению работы такого же рода, и не сказывается существенно на его возможностях в отношении работы аэробного характера. Занятие, направленное на параллельное развитие выносливости при работе аэробного и анаэробного характера, приводит к резкому снижению способности к такой же деятельности как через 6, так и через 24 часа после окончания тренировочной программы. Скоростные возможности оказываются угнетенными только в течение 6 часов после занятия и возвращаются к дорабочему уровню через 24 часа.
   Резюмируя изложенное, следует сказать, что утомление, наступающее в результате выполнения программ тренировочных занятий различной направленности, носит строго конкретный характер для каждого занятия. Занятия избирательной направленности с большими нагрузками приводят к резкому угнетению возможностей в проявлении тех качеств и способностей, которые обеспечивают выполнение тренировочных программ. В то же время пловцы в состоянии проявлять высокую работоспособность в условиях деятельности, преимущественно обеспечиваемой другими системами.