Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 68 гостей онлайн


Планирование - Занятия комплексной направленности

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

   Занятия комплексной направленности с последовательным решением задач оказывают широкое воздействие на организм пловца, приводя к значительному угнетению возможностей проявления всех качеств, на развитие которых были направлены отдельные части программы. Степень утомления пловцов зависит от объема тренировочных средств, применяемых в каждой части занятия.
  Воздействие, соответствующее большой нагрузке, оказывают такие комплексные занятия, в каждой трети программы которых планируется по 40—45% от объема средств, используемых пловцом в занятиях избирательной направленности.
   Занятия комплексной направленности с параллельным решением задач оказывают также широкое воздействие, зависящее от особенностей применяемых в них средств, преимущественно угнетая те конкретные функции, которые обеспечивают работоспособность пловца при выполнении программы.
   Кумулятивное воздействие нескольких занятий с большими нагрузками. Высокий уровень современных результатов в плавании требует дальнейшей интенсификации процесса тренировки, которая невозможна без увеличения количества занятий с большими нагрузками в микроцикле. Это требует учета кумулятивного воздействия таких занятий.
   В наших исследованиях определялось кумулятивное воздействие двух и трех занятий с большими нагрузками. Было установлено, что два занятия одной и той же направленности с большими нагрузками, проведенные с интервалом в 24 часа, содействуют возникновению такого же по характеру утомления, как и одно занятие. Однако степень утомления после двух занятий выражена значительно глубже. Так, после двух занятий, направленных на повышение скоростных возможностей, спортсмен не в состоянии достигнуть высокой скорости плавания. Выносливость при работе анаэробного характера угнетена в меньшей мере, а выносливость при работе аэробного характера остается на высоком уровне, даже превышающем исходный. Через сутки после одного занятия, направленного на повышение скоростных возможностей, их уровень составляет 99,35±0,30%  от исходного, а после двух занятий — + 0,44%. Через сутки после занятий, направленных на повышение выносливости при работе анаэробного характера, ее уровень был соответственно 99,09 ±0,57% и 23±0,52%.
   Из приведенных данных нетрудно увидеть, насколько повторное занятие с большой нагрузкой усугубляет утомление, не изменяя его характера. Работоспособность пловцов при выполнении программы второго занятия оказывается значительно сниженной: при одних и тех же внешних показателях утомления пловцы обычно не в состоянии выполнить более 75—80% работы, предложенной накануне, причем тренировочные упражнения в силу быстро прогрессирующего утомления оказывают неблагоприятное влияние на психику пловцов. Указанная картина более выражена у спортсменов относительно низкой квалификации или недостаточно тренированных.
   Исходя из этих данных, планировать в микроцикле подряд два занятия одинаковой направленности с большими нагрузками следует осторожно и лишь в подготовке квалифицированных и хорошо тренированных пловцов. При этом нужно учитывать, что применение подряд двух занятий одной и той же направленности с большими нагрузками возможно в случае, когда ставится задача повышения выносливости различных видов. Занятия скоростной направленности применять подряд нецелесообразно, так как в повторном, в силу наличия специфического утомления, нарушаются основные характеристики, определяющие высокую скорость плавания. Это делает невозможным соблюдение методических положений, обусловливающих развитие скоростных качеств.
   Большая нагрузка на фоне утомления после предыдущего занятия в случае, если изменяется преимущественная направленность последующего, не усугубляет утомление, а угнетает другую сторону работоспособности пловца. Так, например, в случае, когда после занятия, направленного на повышение выносливости при работе аэробного характера, проводится занятие, способствующее развитию скоростных возможностей, происходит значительное угнетение последних. В то же время второе занятие не снижает уровня выносливости при работе аэробного характера. С аналогичными случаями мы встречаемся и при рассмотрении суммарного воздействия на организм пловцов иных сочетаний занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности.
   В целом, какой бы вариант сочетания двух занятий мы не рассмотрели, уже через сутки после второго занятия мы отмечаем восстановление показателей, характеризующих ту или иную сторону работоспособности спортсмена. Через двое суток наблюдается восстановление или сверхвосстановление почти всех изучаемых показателей специальной работоспособности, не являвшихся объектом последнего занятия с большой нагрузкой.
   Закономерности взаимодействия занятий с различной преимущественной направленностью проявляются и при рассмотрении результатов суммарного воздействия на организм трех занятий с большими нагрузками. Однако в силу того, что три разнонаправленных занятия практически воздействуют на все сферы специальной работоспособности пловцов, утомление после них выражено в значительно большей степени. Через сутки по окончании последнего занятия все основные показатели специальной работоспособности пловца находятся на уровне, значительно меньшем исходного. Степень этого снижения в разных сочетаниях различна и определяется характером чередования занятий с большими нагрузками. Естественно, наиболее угнетенной оказывается та сторона работоспособности пловца, на совершенствование которой было направлено третье занятие.
   Приведенный экспериментальный материал показывает, как нерационально подобранная направленность занятий с большими нагрузками даже в пределах одного микроцикла может привести к неизбежному снижению напряженности работы во избежание переутомления. С другой стороны, рационально подобранные сочетания тренировочных занятий различной преимущественной направленности могут в значительной мере содействовать интенсификации тренировочного процесса. Это свидетельствует о том, что проблема чередования направленности тренировочных нагрузок в микроцикле должна быть поставлена на строго научную основу.
    Однако научные изыскания в этой области отстают от опыта практической работы; наиболее прогрессивные тренеры у нас в стране и за рубежом на отдельных этапах применяют большие нагрузки чуть ли не ежедневно, т. е. намного чаще, чем это рекомендуется в методической литературе. Но приходят они к этому в большинстве случаев интуитивно, методом проб и ошибок. Здесь кроется одна из причин того, что некоторые тренеры, планируя в больших объемах интенсивную работу и широко применяя большие нагрузки, достигают отличных результатов, а другие при аналогичных или даже меньших объемах выполняемой работы переутомляют способных и перспективных пловцов, которые в результате не оправдывают возлагавшихся на них надежд.