Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 43 гостей онлайн


Планирование - Методика построения микроциклов

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

Методика построения   микроциклов при двух и трехразовых занятиях втечение дня. 

   Ранее указывалось, что глубокое утомление после отдельных тренировочных занятий с большими нагрузками отражается только па проявлении тех качеств и возможностей пловцов, механизмы обеспечения которых были значительно напряжены в процессе выполнения работы. Было доказано, что пловцы успешно переносят без признаков чрезмерного утомления два и даже три занятия с большими нагрузками, проведенные с интервалами в 24 часа, при условии изменения их преимущественной направленности. Это послужило нам основанием для разработки и экспериментальной проверки вариантов построения микроциклов, где количество занятий с большими нагрузками превышало рекомендуемое в методической литературе. Основанием для этой работы наряду с собственными экспериментальными служили и литературные данные. Они свидетельствуют о возможности проведения очередного занятия микроцикла, не ожидая полного восстановления функций организма, если друг друга сменяют занятия с различными задачами, средствами и методами, поскольку при этом каждый раз «нагружаются» иные системы и механизмы.
   Мы поставили перед собой следующие задачи, требующие экспериментальной проверки:
1) изучить степень утомления и особенности протекания восстановительного периода у пловцов в результате выполнения программы микроциклов, содержащих значительное количество занятий с большими нагрузками;
2) выявить сравнительную эффективность вариантов организации тренировочного процесса, предполагающих применение мйкроциклов, которые содержали бы различное количество занятий с большими нагрузками
   При решении первой задачи исследовалось воздействие четырех вариантов микроциклов. Первый вариант предполагал два занятия с большими нагрузками и строился в соответствии с рекомендациями, имеющимися в литературе. Остальные варианты с большим количеством занятий были разработаны нами на основании ранее полученных данных.
   За день до проведения первого занятия микроцикла у испытуемых регистрировался комплекс показателей, позволяющих судить об уровне специальных физических качеств и о функциональном состоянии различных систем организма. Итоговые данные регистрировались через 6, 24, 48 и 72 часа после последнего занятия микроцикла. Исследование проведено в апреле-мае 1971 г., во второй половине подготовительного периода. Испытуемыми были пловцы-мужчины высших разрядов в возрасте 17—20 лет. В каждой серии исследований участвовало от 12 до 14 спортсменов.
   Решение второй задачи работы осуществлялось путем длительного педагогического эксперимента, охватывающего вторую половину подготовительного и соревновательный периоды. В исследовании принимали участие 3 группы пловцов в возрасте 16—19 лет, специализирующихся в плавании на короткие и средние дистанции. Каждая группа насчитывала от 12 до 15 человек. Испытуемые были спортсменами первого разряда и мастерами спорта. Планирование тренировочного процесса для пловцов всех групп осуществлялось с учетом последних рекомендаций о построении макро- и мезоциклов.
   Принципиальное различие планирования тренировочного процесса для спортсменов различных групп заключалось в том, что в 1-й группе тренировались, применяя недельные микроциклы, включающие два занятия с большими нагрузками, а во 2-й и З-й — соответственно три-четыре и четыре-пять. Однако после первого мезо-цикла стало ясно, что организация тренировочного процесса, при котором в микроцикле планировались 4 и 5 занятий с большими нагрузками, не вполне соответствует возможностям пловцов (у отдельных испытуемых стали появляться признаки переутомления). Поэтому схема тренировки для пловцов 3-й группы была изменена: после микроциклов, включающих 4 и 5 занятий с большими нагрузками, следовал относительно разгрузочный микроцикл с 2 такими занятиями.
   В начале и конце всего периода тренировки, а также в конце каждого мезоцикла у испытуемых регистрировался комплекс показателей, позволяющий судить о различных сторонах специальной подготовленности, а также об уровне спортивных результатов. Кроме того, исследовались возможности важнейших функциональных систем организма.
Было обнаружено различное воздействие на организм нагрузки изучаемых микроциклов.