Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 67 гостей онлайн


Планирование - Величина нагрузки в тренировочных занятиях

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

   Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочного занятия на организм пловца, является величина нагрузки. Чем больше утомление пловца и сдвиги в состоянии его функциональных систем, интенсивно участвующих в обеспечении работы, тем выше тренировочная нагрузка. Величина ее находит свое отражение и в характере восстановительных процессов: после незначительных нагрузок они протекают в течение десятков минут или нескольких часов, большие нагрузки могут вызывать длительный период последействия, продолжающийся до 3—8 дней.
   Величина нагрузки может быть охарактеризована на основании вызываемого ею утомления. Следует различать, такие виды нагрузок: малая, средняя, значительная (околопредельная), большая (предельная, максимальная), чрезмерная. Эти величины соответствуют определенным степеням утомления: малая или средняя нагрузки — признаки утомления отсутствуют,   значительная — скрытое (компенсированное) утомление, большая — явное утомление, чрезмерная — признаки переутомления или перенапряжения.
   Исходя из данных работ В. В. Вржесневского, И. В. Вржесневского, А. Б. Гандельсмана и К. М. Смирнова, М. Я. Горкина, кратко охарактеризуем основные виды нагрузок, применяемых при решении задач специальной физической подготовки пловцов.
  Большая нагрузка характеризуется наличием значительных функциональных сдвигов в организме, сопровождается снижением работоспособности, свидетельствующим о наступлении явного утомления. Для получения большой нагрузки пловцу необходимо выполнить значительный объем работы, адекватной уровню его подготовленности в данное время.
   Внешним критерием большой нагрузки, наиболее доступным для применения в практике, является отказ пловца от дальнейшего выполнения планируемой работы. Однако эффективное использование этого показателя доступно только опытному тренеру, хорошо знающему возможности своего воспитанника. Дело в том, что, планируя программу того или иного занятия, можно использовать тренировочные средства различной степени сложности. При этом нужно стремиться к тому, чтобы, во-первых, тренировочная программа была достаточно сложной, способной служить действенным стимулом к мобилизации возможностей пловца, а во-вторых — адекватной его подготовленности и функциональному состоянию. Нерациональное планирование может привести к тому, что пловец, к которому предъявлены требования, не соответствующие его возможностям, вынужден будет отказаться от выполнения предлагаемого задания уже в самом начале занятия. Причем отказ от выполнения упражнений в этом случае происходит вследствие резкого нарушения гомеостазиса, а не в результате длительного и интенсивного   воздействия   на органы и системы, определяющие работоспособность пловца. Естественно, в этом случае нельзя говорить о том, что спортсмен получил большую нагрузку.
   В процессе выполнения упражнений утомление нарастает постепенно. Когда оно переходит границу скрытого (компенсированного), наступает постепенное снижение работоспособности, что свидетельствует о явном утомлении. Однако в этой стадии работоспособность снижается постепенно и некоторое время может удерживаться на относительно высоком уровне. Определение момента прекращения работы должно осуществляться в зависимости от направленности занятия и характера построения его программы, а также от подготовленности пловца.
   При занятиях, направленных на повышение скоростных возможностей, работа прекращается, когда скорость плавания достигает границы, ниже которой тренировочные упражнения уже не способствуют эффективному развитию этого качества. Такая граница находится в пределах 85—90% от максимально доступной скорости при прохождении того или иного короткого отрезка.
   Критерием большой нагрузки, на занятиях для повышения специальной выносливости является заметное (3—5%) снижение скорости проплывания отдельных отрезков и дистанций по сравнению с планируемой соревновательной.
   Сигналом для прекращения упражнений в занятиях, направленных на повышение выносливости при работе аэробного и анаэробного характера, является снижение скорости проплывания отрезков и дистанций на 5—10% по сравнению с планируемой. Дальнейшее продолжение работы в этих условиях является нецелесообразным: во-первых, потому что снижается эффективность воздействия упражнений на организм пловца, а, во-вторых, вследствие неблагоприятного влияния продолжающихся упражнений на психическую сферу пловцов.
   Значительная нагрузка характеризуется наличием существенных функциональных сдвигов в организме пловца, которые, однако, еще не сопровождаются снижением работоспособности. Работа в конце занятия со значительной нагрузкой проходит в периоде скрытого утомления. Количество упражнений, которое необходимо выполнить при этом, составляет 70—80% большой нагрузки.
Средняя нагрузка соответствует 50% работы, необходимой для большой нагрузки, и не сопровождается сдвигами в организме, свидетельствующими о скрытом или явном утомлении.
  Малая нагрузка значительно активизирует деятельность различных функциональных систем организма, однако не приводит к заметному утомлению- Количество упражнений, необходимых для получения малой нагрузки, составляет 20—30% от большой.
  Чрезмерная нагрузка характеризуется глубокими функциональными сдвигами в основных системах организма и значительным снижением работоспособности. Может сопровождаться существенным нарушением деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем. Изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы часто выражаются в наступлении острой недостаточности кровообращения, в результате чего нарушается коронарное кровообращение и, как следствие,— функция сердечной мышцы. Чрезмерная нагрузка обычно не может быть получена на одном занятии по причине наступающего охранительного торможения, а является следствием частого и нерационального применения больших и значительных нагрузок.