Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 49 гостей онлайн


Планирование - Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

  Опыт подготовки сильнейших пловцов убедительно доказал, что невозможно достичь результатов современного уровня без применения на самых ответственных этапах подготовки двух, а иногда и трех занятий з течение дня. Целесообразность интенсификации тренировочного процесса за счет увеличения количества занятий в микроцикле неоднократно отмечалась в специальной литературе.

  В настоящее время у нас в стране созданы организационные предпосылки для перехода большинства способных пловцов на регулярные двухразовые, а на отдельных этапах подготовки и трехразовые занятия в течение дня. Таким образом, суммарный объем плавания сильнейших спортсменов в отдельные дни достигает 15—20 км, а годовой — 2000—3000 и более км. В ряде случаев на тренировочные занятия затрачивается до 5— 7 часов в течение одного дня. Это обусловливает сложность планирования тренировочных микроциклов. Действительно, распределить в течение недели 12—18 тренировочных занятий так, чтобы они наилучшим образом сочетались по величине и направленности нагрузок,— дело далеко не простое. К сожалению, вопросы научного обоснования методики планирования микроциклов при двух- и трехразовых занятиях в течение дня все еще остаются вне поля зрения исследователей.
  При планировании нескольких занятий в течение одного дня мы сразу сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, необходимо установить оптимальное время проведения тренировочных занятий, во-вторых — в какой мере оно определяет направленность и величину нагрузок. И, наконец, в-третьих, надо выяснить, как чередовать в течение одного дня тренировочные занятия с различной преимущественной направленностью и величиной нагрузок. От правильного решения этих основных вопросов, от понимания и обоснования факторов, определяющих избранный путь, будет зависеть эффективность тренировочного процесса.
   В 1971 г. нами (В. Н. Платонов, Ю. М. Шкребтий) начата работа по исследованию методики планирования тренировочных микроциклов, в которых применяются от 12 до 18 занятий. В круг рассматриваемых вопросов входят изучение динамики колебаний специальной работоспособности в течение дня, выявление факторов, лежащих в основе этих колебаний, исследование суммарного воздействия на организм пловцов двух и трех занятий с различными по величине и направленности нагрузками, проведенных в течение дня.
   Результаты наших исследований, литературные данные и практический опыт позволяют в определенной мере осветить основные вопросы методики планирования тренировочных микроциклов с двумя, а отчасти и тремя занятиями в течение каждого дня.
Состояние пловца изменяется на протяжении суток в соответствии с установившимся образом жизни. Суточный ритм различных функций внутренних органов и процессов обмена веществ организма является стойким, так как он формируется в первые годы жизни и поддерживается на всем ее протяжении. Менее устойчив ритм различных двигательных реакций и работоспособности человека.
Показатели работоспособности, при прочих равных условиях, оказываются выше днем и ниже в утренние, вечерние и тем более в ночные часы. Вот почему занятия в различное время дня неодинаково способствуют совершенствованию скоростных возможностей и техники плавания, повышению специальной выносливости.
   Поэтому, например, тренировочные занятия, проводимые дважды в день в условиях сбора, целесообразно планировать на 10—12 и 17—19 часов.
  Однако такие двухразовые тренировки в течение большей части года оказываются невозможными, и большинство сильнейших пловцов у нас в стране и за рубежом тренируются обычно рано утром (между 5 и 8 часами) и в конце дня (с 16 до 20).
   Такие сроки вполне приемлемы. На это указывают практический опыт и результаты специальных исследований. Дело в том, что ритм двигательных функций, как уже говорилось, оказывается менее стойким, чем вегетативных, и может относительно быстро, обычно в течение 1—1,5 месяца, перестраиваться. Образуется весьма стойкий стереотип на новый режим построения тренировки, и через определенное время пловцы, занимающиеся утром, могут проявлять большую специальную работоспособность, чем в дневные часы, когда они не тренируются. Следует также учитывать, что увеличение интенсивности нервных процессов, сопровождающее напряженную мышечную деятельность, может сглаживать суточные колебания, обнаруживаемые при малоинтенсивной работе. Суточный ритм двигательной деятельности сглаживается под влиянием эмоционального напряжения, которым сопровождается интенсивная работа.
   Поэтому планирование оптимального времени проведения занятий в течение дня может осуществляться по-разному и зависит прежде всего от условий тренировок, учебы и работы. Однако тренер должен следить за тем, чтобы время занятий оставалось по возможности стабильным, так как перестройка режима тренировки сопровождается падением работоспособности пловцов, ослабленным течением процессов восстановления после нагрузок .
   Изменение времени тренировок может и должно осуществляться лишь в преддверии ответственных соревнований, которые будут проводиться в часы, отличные от времени тренировок, или же в ином временном поясе. Поэтому основные тренировочные занятия в течение 3— 6 недель перед ответственными стартами целесообразно проводить в те. же часы, что и будущие соревнования.
   Обычно при двухразовых тренировках одно занятие является основным, а второе — дополнительным. В основных занятиях пловец выполняет большой объем работы, которая направлена на развитие качеств и способностей, влияющих на результат. Здесь спортсмен получает значительную или большую нагрузку. Эти занятия оказывают решающее влияние на рост тренированности. В дополнительных занятиях объем работы меньше, нагрузка малая или средняя, крут задач весьма широк: поддержание достигнутого уровня развития физических качеств, совершенствование техники, решение вопросов тактической подготовки и т. д. Велики возможности использования дополнительных занятий в качестве средств активного отдыха.
    В отдельных случаях в течение дня могут применяться два основных либо два дополнительных занятия. Основные, т. е. с большими нагрузками, занятия характерны для подготовки квалифицированных и хорошо тренированных пловцов, когда с целью дальнейшего повышения функциональных возможностей спортсменов необходимо оказать на их организм особенно сильное воздействие. Применение дополнительных занятий связано с необходимостью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления.
    Для рациональной организации двухразовых тренировок важно целесообразное чередование занятий по преимущественной направленности. Оптимальным является проведение основного занятия в дневное время. Напряженные тренировки в утренние часы у пловцов нередко приводят к нарушению сна во вторую половину мочи. Сон в последние часы перед пробуждением становится поверхностным и беспокойным. Причина заключается в предстартовом возбуждении перед интенсивной работой, которое является результатом изменения суточного ритма. По этой же причине в утренние часы не следует планировать широкого использования скоростных упражнений.
   Таким образом, первая тренировка, как правило, должна быть направлена на повышение выносливости пловца при длительной работе и осуществляться преимущественно на материале дистанционного плавания. Упражнения, направленные на совершенствование скоростной техники, повышение скоростных возможностей, а также уровня анаэробной производительности, могут выполняться в конце занятия, примерно через час после его начала.
    Вместе с тем опыт подготовки многих сильнейших спортсменов показывает, что эпизодически вполне возможно и в утреннее время проводить занятия с большими нагрузками различной преимущественной направленности. В этом случае удается избежать неблагоприятных последствий нарушения суточного ритма.