Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 45 гостей онлайн


Планирование - Методика построения тренировочных мезоциклов

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

   Необходимость организации тренировки пловцов на основе средних циклов (мезоциклов) была давно установлена эмпирическим путем. Являясь относительно цельными этапами тренировочного процесса, средние циклы позволяют систематизировать тренировочный процесс и достигнуть преемственности в развитии основных физических качеств и способностей. Кроме того, построение периодов тренировки как системы различных мезоциклов позволяет наряду с достижением высокого эффекта избежать переутомления.

Продолжительность мезоциклов

   Продолжительность мезоциклов может колебаться в пределах 3—6 недель, в отдельных случаях достигая 8 недель. Это зависит от ряда факторов. К ним в первую очередь следует отнести систему годичного планирования, инди-. видуальные способности спортсмена, его квалификацию, соотношение уровня общей и специальной подготовленности, методику планирования микроциклов, особенности календаря соревнований. Так, например, продолжительность первого мезоцикла подготовительного периода, задачей которого является подготовка организма пловца к выполнению больших объемов работы, может быть небольшой при условии, что работа, выполненная в переходном периоде, позволила решить его специфические задачи и .вместе с тем сохранить высокий уровень функциональных возможностей.
   Большое влияние на продолжительность мезоциклов оказывает методика построения тренировочных микроциклов. В том случае, когда микроцикл заканчивается относительно полным восстановлением функциональных возможностей пловца, продолжительность мезоцикла может достигать 6—8 недель.
   Общая продолжительность мезоцикла составляет 4—5 недель.
   Направленность тренировочного процесса постепенно изменяется от одного мезоцикла к другому. Но это происходит не внезапно, а реализуется в постепенном изменении направленности отдельных микроциклов в пределах одного мезоцикла. Так, например, втягивающие мезоциклы обычно начинаются микроциклом с малой суммарной нагрузкой. Основными средствами такого микроцикла являются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, весьма далекие по своему характеру и структуре от соревновательных. Такая организация тренировки способствует повышению уровня общей физической подготовленности и созданию предпосылок для развития отдельных факторов специальной подготовленности пловца. В конце втягивающего мезоцикла при возросшей суммарной нагрузке отдельных микроциклов значительно изменяется и их преимущественная направленность на повышение качеств и способностей, определяющих состояние специальной подготовленности пловца.
  Характерной чертой отдельных мезоциклов является включение микроциклов с резко изменяющейся направленностью. Так, например, основная направленность заключительного микроцикла большинства мезоциклов определяется необходимостью дать пловцу возможность быстрее восстановиться за счет широкого использования средств активного отдыха, различных общеподготовительных упражнений. Еще одним примером резкого изменения направленности микроциклов является вариант построения предсоревиовательного мезоцикла, в котором наряду с подготовкой к соревнованиям решается задача поддержания ранее достигнутого уровня общей физической подготовленности. В этом случае организация работы предполагает чередование так называемых специализированных и контрастных микроциклов. В специализированном микроцикле создаются функциональные и психологические предпосылки для максимальной адаптации организма пловца к предстоящей соревновательной деятельности; в контрастном — основной ориентир тренировки определяется задачей психологического переключения, ускорения процессов восстановления и расширения функциональных возможностей организма за счет выполнения неспецифической работы.
  Планируя тренировку, исходят из необходимости достижения максимального уровня спортивных результатов, характерного для данного этапа совершенствования. Это возможно осуществить лишь при наличии спортивной формы — состояния так называемой оптимальной готовности к высшим достижениям, которое развивается в результате подготовки на каждой новой ступени совершенствования. Спортивная форма пловца и состояние его высокой тренированности — не идентичные понятия. Высокая тренированность прежде всего связывается с наличием ряда приспособительных изменений биологического характера: становлением рационального и стойкого двигательного стереотипа, высоким уровнем возможностей вегетативных систем, координацией в деятельности двигательных и вегетативных функций и т. д.

 

   Эти приспособительные явления, характеризующие уровень тренированности, безусловно, определяют готовность к достижению высоких результатов. Однако их будет недостаточно, если пловец не подготовлен к успешной соревновательной деятельности психологически. К психологической готовности следует отнести не только совершенство психических процессов, связанных с ориентировкой в окружающей обстановке и наличием таких специфических качеств, как «чувство времени», «чувство воды», но и волевую настроенность на выполнение интенсивной работы в условиях жесткой конкуренции, при мучительных ощущениях утомления.
Таким образом, спортивная форма является состоянием, характеризуемым высоким уровнем и оптимальным соотношением всех сторон подготовленности пловца — технической, физической, тактической и психологической.