Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 61 гостей онлайн


Планирование - Использование дополнительных факторов

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

Использование дополнительных факторов в процессе специальной подготовки пловцов

 Высокий уровень результатов в современном спорте требует изыскания дополнительных средств повышения эффективности тренировочного процесса. Следствием этой работы являются более или менее обоснованные сведения об использовании различных дополнительных факторов, способствующих увеличению работоспособности в тренировочной и соревновательной деятельности, ускорению процессов восстановления после различных нагрузок, повышению эффективности применяемых тренировочных методов и средств. К ним следует отнести широкий комплекс фармакологических и физиотерапевтических средств, аутогенную тренировку и ее модификации, различные виды гипоксической тренировки, использование газовых сред с повышенным парциальным давлением кислорода и углекислоты, специальные рекомендации в отношении питания и режима жизни и др. .
   Подавляющее большинство вопросов этого плана решалось либо общетеоретически, либо на примере других видов спорта. Сведений по комплексному применению различных стимулирующих средств в процессе тренировок и соревнований пловцов крайне мало. Вот почему в основу приводимого ниже материала положены, главным образом, данные практического опыта, а также сведения, имеющиеся в литературе по смежным дисциплинам.
  Использование в тренировке пловцов дополнительных факторов может осуществляться в двух основных, во многом тесно взаимосвязанных направлениях:
1) с целью повышения работоспособности и ускорения процессов восстановления после различных нагрузок и на этой основе дальнейшей интенсификации тренировочного процесса;
2) с целью увеличения эффективности различных тренировочных методов, а также разработки новых средств и приемов, способствующих повышению различных сторон подготовленности пловца.
   Процессы восстановления, протекающие в организме под воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок, обеспечивают развитие приспособительных изменений в различных функциональных системах и их звеньях. Продолжительность этих процессов определяет величину и характер нагрузок в последующих занятиях и в конечном счете объем выполняемой работы. В этом смысле активное влияние на восстановительный период является не менее важной составной частью тренировки, чем определение профилирующих задач, подбор оптимальных методов и средств и т. п.
   Особенности протекания восстановительного периода обусловливаются характером утомления, которое является специфическим и формируется под воздействием той или иной нагрузки. В соответствии с этим и осуществляется подбор восстанавливающих средств и процедур. Стимулирующие средства должны быть направлены на ускорение восстановления возможностей тех систем и функций, которые несли основную нагрузку при выполнении данной работы. Таким образом, имеется существенное различие в средствах ускорения восстановительных процессов после тренировочных занятий, направленных па повышение скоростных возможностей, развитие выносливости при работе аэробного и анаэробного характера и т. п. Эти различия определяют необходимость дифференцированного, в известной мере избирательного, использования стимулирующих факторов. 
   Организм спортсмена приспосабливается к применяемым средствам. Вследствие этого при длительном использовании одних и тех же средств снижается эффект их действия. Это требует не только комплексного применения однонаправленных восстановительных средств, но и нередко изменения их дозировок и методики использования. Следует учитывать тот факт, что чем шире диапазон воздействия того или иного средства, тем медленнее организм адаптируется к нему.
   В последние годы широко используются возможности ряда стимулирующих воздействий с целью повышения эффективности существующих методов тренировки, а также разработки принципиально новых средств повышения специальной работоспособности. К их числу могут быть отнесены кардиолидеры, электромиостимуляция, вдыхание газовых смесей с измененным парциальным давлением кислорода и углекислоты и др.
   Все дополнительные факторы, которые используются в тренировке с целью быстрейшею восстановления функциональных возможностей спортсмена после значительных нагрузок и повышения эффективности различных методов тренировки, могут быть условно сведены п три основные группы: педагогические, психологические, медико-биологические.