Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 67 гостей онлайн


Планирование - Психологические факторы

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

   Психологические методы и средства интенсификации процессов восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок в последние годы получили широкое распространение. Основным условием, способствующим введению этих методов в практику тренировки пловцов, явилось значительное увеличение объема высокоинтенсивной тренировочной работы, количества тренировочных занятий и соревнований. Одной из характерных черт современной тренировки пловцов является доведение до границ индивидуальной нормы напряжения функциональных систем, участвующих в работе.
   С помощью психологических воздействий удается быстро снизить уровень нервно-психической напряженности, уменьшить состояние психической угнетенности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию, тем самым оказать существенное влияние на ускорение процессов восстановления в других органах и системах организма.
  Средства психологического воздействия на интенсификацию процессов восстановления весьма разнообразны. К важнейшим из них относятся: аутогенная тренировка и ее модификация — психорегулирующая тренировка, внушенный сон-отдых, самовнушение, видеопсихологическое воздействие и др. Значительное влияние па психологическое состояние организма спортсмена оказывают условия тренировок и соревнований, организация досуга и быта.
   Особое внимание специалистов привлекают возможности психорегулирующей тренировки (ПРТ), которая, как известно, основана на регуляции психического состояния, использовании расслабления мышечной системы (релаксация) и воздействии спортсмена на функции своего организма посредством слова. С помощью ПРТ удается обеспечить отдых нервной системы, снизить напряжение психики спортсмена. На пловцах была показана возможность управлять в определенных границах уровнем энергетических процессов в тканях организма: 15-минутиый сеанс ПРТ существенно повышал возможности утилизации кислорода организмом. Наибольший эффект в этом отношении обеспечивало занятие продолжительностью 30 мин. Однако даже 15-минутный сеанс ПРТ более эффективен для активизации восстановительных процессов в тканях, чем 30-минутный глубокий сон.
   Для ускорения процессов восстановления после занятий с большими и значительными нагрузками, а также после напряженных соревнований следует проводить сеансы ПРТ продолжительностью от 10—15 до 30— 35 минут. Если в одном занятии применяется психорегулирующая тренировка, то между комплексами различных упражнений продолжительность отдельных сеансов может не превышать 10 минут.
   Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что при многократном выполнении мышечной работы в условиях прогрессирующего утомления использование ПРТ с целью интенсификации процессов восстановления предпочтительнее других средств психологического и физиотерапевтического воздействия: пассивного и активного отдыха, вибрационного и ручного массажа и др.
   На мобилизацию резервных возможностей организма спортсмена и ускорение процессов восстановления значительное влияние может оказать самовнушение. Исследования показали, что самовнушением можно вызвать изменение температуры, времени реакции и скорости восприятия, ряда психомоторных функций, повлиять на течение обменных процессов в организме. При использовании приемов самовнушения необходимо следить за доступностью методов, краткостью и ясностью формул, четким определением ожидаемого результата. Квалифицированных пловцов .следует обучать самовнушению на основании имеющихся у них навыков, развивая способность произвольно и направленно влиять на протекание процессов в организме. Занятия должны производиться специалистом, хорошо знающим психологию и психотерапию.
   После интенсивных физических и психических напряжений в качестве метода ускорения процессов восстановления может использоваться методика произвольного мышечного расслабления, основанная на последовательном расслаблении наиболее крупных мышечных групп. Особенно эффективным бывает этот метод при глубоком утомлении, когда необходим пассивный отдых. Применение в этих условиях метода произвольного мышечного расслабления ускоряет восстановление уровня потребления кислорода, положительно действует на состояние нервно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы, снижает возбудимость центральной нервной системы.
   При необходимости быстрого восстановления сил в случае, переутомления можно также прибегать к помощи гипнотического внушения: в ряде случаев оно является наиболее действенным, а иногда единственным способом устранения явлений переутомления и перенапряжения.
   Существенное влияние на протекание процессов восстановления между стартами в условиях соревнований, а также между комплексами тренировочных упражнений и отдельных занятиях оказывает внушенный сон-отдых. Так, по данным В. В. Кузьмина, применение внушенного сна-отдыха между заплывами может способствовать улучшению результата при проплывании 100-метровой дистанции на 0,2—2,9 сек. Использование этого метода в тренировочном процессе позволяет намного увеличить объем выполняемой работы.
   Следует учитывать, что эффективность психологических процедур повышается при условии их комплексного применения. Комплекс психопрофилактических воздействий с применением методов рассудочной терапии, внушенного сна, эмоционально-волевой тренировки и ПРТ оказывает выраженное восстанавливающее влияние как после работы в лабораторных условиях, так и после напряженных занятий в условиях спортивной деятельности. Применение курса психотерапии, включающего рассудочную психотерапию, аутогенную тренировку, внушенный сон-отдых и внушение в нем, довольно быстро приводит к устранению бессонницы, апатии, чрезмерного возбуждения. Улучшение состояния спортсменов способствует ускорению восстановительных процессов после "занятий с большими нагрузками.

 Медико-биологические факторы

   Воздействия этих факторов на работоспособность пловцов и характер протекания у них процессов восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок чрезвычайно многообразны.
Однако в этой области начали проводиться всесторонние исследования только в последние годы.
Поэтому мы остановимся на особенностях лишь некоторых из этих факторов и путях использования их в тренировке пловцов.