Главная Планирование

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 62 гостей онлайн


Планирование - Методика построения занятия комплексной направленности

Индекс материала
Планирование
Методика построения тренировочных занятий
Величина нагрузки в тренировочных занятиях
Варианты построения тренировочных занятий по направленности
Занятия избирательной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения занятия избирательной направленности
Построение программ тренировочных занятий и работоспособность пловцов
Эффективность тренировочного процесса с применением занятий, построенных по различному принципу
Методика построения занятия комплексной направленности
Занятия с параллельным решением задач
Сравнительная эффективность занятий избирательной и комплексной направленности
Методика построения тренировочных микроциклов
Утомление и восстановление
Соотношение нагрузок и отдыха
Нагрузка в плавании и ее воздействие на организм
Воздействие занятий с нагрузками различной направленности
Занятия комплексной направленности
Методика построения микроциклов
Микроцикл с большими нагрузками
Методика построения микроциклов при двух и трехразовых занятиях в течение дня
Занятия в фазе определенного утомления после основного
Занятия одинаковой направленности
Методика построения тренировочных мезоциклов
Фазы развития спортивной формы
Специальная подготовка в подготовительном периоде
Общеподготовительный этап подготовительного периода
Специально-подготовительный этап подготовительного периода
Специальная подготовка в соревновательном периоде
Использование дополнительных факторов
Педагогические факторы
Психологические факторы
Физиотерапевтические средства
Фармакологические средства
Стимуляторы центральной нервной системы растительного происхождения
Сочетание различных восстанавливающих средств в единой процедуре

   В предыдущих статьях уже отмечалось, что существуют два варианта построения занятий комплексной направленности. Один из них предполагает последовательное, а другой - параллельное решение поставленных задач. В соответствии с этим на занятиях с последовательным решением задач применяются узконаправленные тренировочные средства Для преимущественного развития отдельных качеств или способностей пловца, па занятиях с параллельным решением задач — тренировочные средства, имеющие широкий диапазон действия и способствующие одновременному развитию двух или нескольких качеств.
Занятия с последовательным решением задач. Этот вариант предполагает последовательное применение средств, направленных на развитие двух или, чаще, трех специальных физических качеств.
   При анализе методики построения таких занятий возникают два основных вопроса. Первый из них заключается в определении рациональной последовательности применения средств, способствующих развитию различных специальных физических качеств; второй — в выборе рационального соотношения объемов тренировочных средств, направленных на преимущественное развитие различных качеств и способностей.
   По первому вопросу имеется довольно обширная и в основном не противоречивая литература. Согласно большинству данных, при планировании занятий, предназначенных для Повышения скоростных возможностей и выносливости, в первой части следует предусматривать применение средств, направленных на развитие скоростных качеств, а во второй — выносливости. Причем, если в одном занятии ставится задача повышения возможностей различных факторов, определяющих выносливость, то последовательность распределения средств такова: сначала применяются средства, направленные на повышение запасов макроэргических соединений, а затем — соответственно гликолитической и аэробной   производительности. Обосновывается такая последовательность тем, что работа над повышением скоростных возможностей требует значительных силовых напряжений, тонкой нервно-мышечной координации, напряженного внимания к характеру основных движений и т. д. Соблюдение этих условий возможно лишь тогда, когда пловец не утомлен, т. е. в начале занятия, непосредственно после разминки. В дальнейшем, по мере возрастания утомления, пловец переходит к упражнениям на развитие выносливости. В этом случае последующая работа выполняется при прогрессирующих изменениях состояния различных функциональных систем, в условиях компенсированного, а затем и явного утомления, что создает хорошие предпосылки для развития различных видов выносливости.
   Вместе с тем необходимо отметить, что эта вполне обоснованная последовательность распределения средств, направленных на повышение скоростных возможностей и развитие специальной выносливости, не является единственно возможной.
   Многими ведущими специалистами в области плавания успешно применяется иное сочетание средств на занятиях комплексной направленности. Для примера сошлемся на работы J. Counsilman, который рекомендует обратную последовательность распределения средств, направленных на повышение скоростных возможностей и специальной выносливости: в начале занятия широко используется дистанционное и интервальное плавание в различных режимах, способствующих повышению уровня аэробной производительности за счет широкого воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Повышение скоростно-силовых возможностей обеспечивается в последней части занятия. Причем чисто спринтерская работа (4X25 ярдов в полную силу) выполняется в самом конце занятия.
   Такое планирование тренировочной программы при кажущейся нелогичности имеет определенный смысл. Дело в том, что основной объем работы, предшествующей скоростной, оказывает глубокое воздействие на функциональные системы и их звенья, связанные с поступлением, транспортом и утилизацией кислорода. В то же_ время эта работа не оказывает значительного воздействия на мышечную систему и нервные центры, регулирующие   интенсивную   мышечную   деятельность.
   В итоге к началу упражнений, направленных на повышение скоростных качеств, функциональные возможности систем, определяющих эффективность их выполнения, находятся на достаточно высоком уровне. В то же время предварительное проплывание значительного количества отрезков и дистанций с повышенной интенсивностью способствует экономизации работы, налаживанию оптимальной координации движений и координации двигательных и вегетативных функций. Это в конечном счете позволяет выполнять работу, направленную на повышение скоростных возможностей в оптимальных условиях.
    Подтверждение такому представлению мы получили в опытах. Группе испытуемых, состоявшей из 10 квалифицированных пловцов-мужчин (кандидатов в мастера и мастеров спорта), специализирующихся в плавании способом кроль на груди, после стандартной разминки было предложено проплыть (с толчка) три контрольных 25-метровых отрезка с максимальной интенсивностью и паузами отдыха продолжительностью 1,5 мин. Средний результат позволил судить об уровне скоростных возможностей, характерном для пловцов в данный тренировочный день. Затем была проведена тренировка, направленная на повышение выносливости при работе аэробного характера. В программу входило дистанционное, интервальное и переменное плавание в режимах, эффективных для повышения возможностей функциональных систем, определяющих выносливость при длительной работе. Сигналом к окончанию работы служило ухудшение самочувствия испытуемых и снижение работоспособности при выполнении тренировочных заданий.
По окончании этой работы пловцам была предоставлена 10-минутная пауза, заключающаяся в чередовании медленного плавания с пассивным отдыхом. Затем было дано задание проплыть две серии по пять 25-метровых отрезков. Паузы отдыха между отрезками составляли 1 мин., между сериями —2 мин.
   Несмотря на большой суммарный объем работы, выполненной для повышения уровня аэробной производительности, в конце занятия пловцы оказались способными проявлять высокие скоростные качества. Более того, в первой серии отрезков средний результат на 0,16 сек. превышал доступный им в начале занятия, непосредственно после разминки. Во второй серии пловцы оказались в состоянии лишь удержать скорость, доступную им на контрольных отрезках. При этом следует отметить, что отрезки II серии преодолевались на фоне прогрессирующего утомления. Показательно, что когда через двое суток этой же группе спортсменов было предложено проплыть в таких же режимах две серии отрезков непосредственно после разминки, то средний результат во второй серии (12,81 сек.) оказался даже несколько выше, чем в первой (12,86 сек.).
    Приведенные данные свидетельствуют не только о возможности, но и о целесообразности применения з отдельных случаях в конце занятий упражнений, направленных на повышение скоростных способностей пловцов. Правда, такое сочетание возможно лишь тогда, когда скоростной работе предшествует работа над повышением аэробной производительности. Если же основные средства направлены на повышение выносливости, связанной с мобилизацией анаэробных поставщиков энергии, то такая последовательность нецелесообразна вследствие значительной общности механизмов утомления в обоих видах работы.
    Вопрос о соотношении средств, направленных на преимущественное развитие различных физических качеств, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом многих факторов: характера и последовательности применяемых тренировочных средств, состояния пловцов, уровня их тренированности и индивидуальных особенностей, этапа и периода тренировки и т. д.
   На первом этапе подготовительного периода в комплексных занятиях занимают значительное место средства, способствующие повышению выносливости при работе аэробного характера (до 50—60% общего «полезного» метража). В дальнейшем, по. мере роста тренированности, это соотношение может изменяться в пользу средств, способствующих повышению скоростных возможностей и специальной выносливости.
   В случаях, когда средства, направленные на повышение скоростных возможностей, применяются в первой части занятия, непосредственно после разминки, их объем может достигать 50% общего метража. Если же спринтерские упражнения планируются на конец занятия, как это имело место в случаях, рассмотренных выше, то их количество не может быть значительным и превышать 10—15% общего объема тренировочной работы.
  При составлении программы занятия для пловцов, отстающих в уровне специальной подготовленности, следует отдавать предпочтение средствам, способствующим быстрейшему устранению этого недостатка. Применение упражнений иной направленности должно осуществляться в объеме, позволяющем поддерживать ранее достигнутый уровень качеств и способностей.
   В комплексных занятиях для поддержания ранее достигнутого уровня различных сторон специальной тренированности следует равномерно распределять средства различной направленности.