Главная Спортивная тренировка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 71 гостей онлайн


Спортивная тренировка - Композиция упражнения

Индекс материала
Спортивная тренировка
Физическая подготовка
Моральная и волевая подготовка
Типовая схема процесса обучения
Периодизация спортивной тренировки
Соревновательный период
Урок художественной гимнастики
Методические указания к уроку
Вводная и заключительная части урока
Варианты уроков
Методика составления произвольных упражнении
Композиция упражнения
Составление и изучение упражнения
Соревнования по художественной гимнастике
Тематизированная рабочая программа
Развернутый учебный план и учет работы

    Гимнастический зал условно делится на участки (точки), которые при составлении упражнения и особенно при его записи имеют большое значение.
   Линия, соединяющая нижние углы,— сторона «основного направления».
Движения по залу производятся по трем основным направлениям.
1)   по прямому (например: с верхней середины на нижнюю или с правой середины на левую);
2)   по косому — по диагонали (например: с верхнего правого угла в нижний левый или с нижнего правого угла в верхний левый);
3) по круговому (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
При выполнении произвольных упражнений надо перемещаться по площадке в разных направлениях. Нельзя, начав движение из верхнего правого угла в нижний левый угол, вернуться опять в верхний угол и в третий раз продолжить движение по той же диагонали. За такую композицию производится сбавка. Не следует долго оставаться на одном месте; это снижает зрелищность упражнения и также считается композиционной ошибкой.
Перемещения по всем основным направлениям (через центр, по большим диагоналям и по кругу) делают упражнение динамичным и разнообразным.
   Вот примерные композиционные рисунки: упражнение без предмета на музыку Грига «Шествие гномов»  и упражнение с вымпелами на вальс Гуно из оперы «Фауст» в концертной обработке Листа.
От темпа, ритма и динамики музыкального произведения зависят характер упражнения и его композиция. Под композицией следует понимать перемещение гимнастки по площадке, порядок расположения простых, сложных, статических и динамических элементов и соединений.
  Во время соревнований или выступлений на площадке, где выполняются упражнения, обычно имеется сторона, на которой сосредоточено больше зрителей. При выступлении на сцене зрители расположены только с одной стороны. Поэтому при составлении упражнения надо располагать элементы и соединения так, чтобы они лучше просматривались со стороны «основного» направления.
   Прыжки шагом, кольцом, подбивной, прогнувшись и другие рекомендуется выполнять боком к «основному» направлению или по диагонали, причем лучше лицом к нижним углам. Равновесия, наклоны вперед и назад до касания пола, выпады, волну, целостный взмах и другие подобные элементы также надо выполнять боком к «основному» направлению или по диагонали, учитывая открытое и закрытое положение. Прыжок шагом в сторону, подбивной прыжок в сторону, равновесие боком, боковую волну, целостный взмах в сторону, спиральный поворот лучше выполнять лицом к «основному» направлению. Сказанное относится и к поворотам, особенно если они заканчиваются равновесием или выпадами.
Очень эффектно выглядят новые сложные оригинальные элементы и соединения, неожиданные контрастные положения и динамичные движения.
   Упражнение должно иметь начало, развитие, кульминацию и завершение. Эти фазы диктуются музыкой. Можно начать и закончить упражнение динамично, а среднюю часть выполнить спокойно и плавно; за спокойным началом может следовать постепенное развитие динамики (самая сильная — средняя часть), затем — постепенное или резкое снижение динамического напряжения и возвращение к исходным позициям. Наличие в музыке пауз, ускорений или замедлений темпа должно быть отражено и в движении. Конец упражнения следует продумать особенно тщательно, так как от него зависит впечатление от упражнения в целом.