Главная Спортивная тренировка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 71 гостей онлайн


Спортивная тренировка - Составление и изучение упражнения

Индекс материала
Спортивная тренировка
Физическая подготовка
Моральная и волевая подготовка
Типовая схема процесса обучения
Периодизация спортивной тренировки
Соревновательный период
Урок художественной гимнастики
Методические указания к уроку
Вводная и заключительная части урока
Варианты уроков
Методика составления произвольных упражнении
Композиция упражнения
Составление и изучение упражнения
Соревнования по художественной гимнастике
Тематизированная рабочая программа
Развернутый учебный план и учет работы

   Составляя упражнение по частям, надо неоднократно возвращаться к его началу, чтобы лишний раз проверить логичность переходов, композицию и своевременно внести те или иные изменения и дополнения. Изучать отдельные части упражнения, пока оно не составлено полностью, не рекомендуется, так как, например, удачно придуманный оригинальный конец может вызвать изменения в ранее составленных частях упражнения. Не следует сразу намечать и общую схему упражнения в целом. В процессе его составления часто приходится менять и композиционный рисунок, и элементы, и соединения.
На составление упражнения потребуется 3—5 индивидуальных занятий, а то и больше.
   При подборе элементов и соединений необходимо учитывать особенности подготовки гимнастки: с какой ноги у нее лучше получаются прыжки кольцом, шагом со сменой ног; на какой ноге она лучше выполняет сложные повороты, равновесия и другие элементы. Это имеет существенное значение для композиции упражнения. Выполнять равновесие на правой ноге надо левым боком к основному направлению или лицом к левому нижнему углу; прыжки кольцом левой, шагом на правую, шагом кольцом левой, перекидной прыжок кольцом левой лучше выглядят левым боком к «основному» направлению или лицом к левому нижнему углу.
Когда упражнение составлено, надо просмотреть его, определить, все ли в нем логично, достаточна ли трудность, нет ли повторений в связующих элементах и перестроениях и устранить замеченные недостатки.
   Вначале рекомендуется учить упражнение по частям, (разделив его на 3—4 части в соответствии с частями музыкального произведения): выполнять каждую часть по нескольку раз, исправлять ошибки и обращать внимание на детали. Когда упражнение в целом освоено, следует повторять его в каждом уроке, чтобы приобрести необходимую выносливость и уверенность исполнения.
Гимнастки, выполняющие одно и то же произвольное упражнение на многих соревнованиях, обязаны совершенствовать технику и выразительность движений, а в дальнейшем заменять отдельные элементы и соединения новыми, более сложными и оригинальными.
Составление упражнений с предметами. В течение спортивной подготовки гимнастка изучает упражнения со всеми предметами. Сложность их различна. Поэтому при выборе предмета для произвольных упражнений надо учитывать подготовленность и индивидуальные склонности гимнасток.
   Содержание музыкального произведения зависит от характера движений. При составлении упражнения главное внимание следует уделять движениям с предметом. Надо тщательно продумать композицию, позаботиться о том, чтобы движения с предметом лучше просматривались с «основного» направления и логично сочетались с движениями тела, шагами, прыжками и др.
   В программу крупных соревнований с участием сборных команд вводятся групповые произвольные упражнения с предметами. Численность команды и предмет определяются положением о соревнованиях.
   Большое значение в командных упражнениях имеет разнообразие композиционного рисунка и чистота перестроений. Плохо продуманные переходы затрудняют выполнение перестроений и самих движений, создают впечатление беспорядка и суеты. Смена рисунка и переходы от одного движения к другому должны быть логичными, четкими и разнообразными. Надо добиваться идеального равнения при перестроениях и абсолютной согласованности движений, так как судьи и зрители видят не отдельную участницу, а команду в целом. Заметны отдельные гимнастки, допускающие ошибки, нарушающие равнение, темп и пр.
   Методические указания. По мере овладения обязательной программой I разряда гимнастки приступают к составлению произвольного упражнения. Так же поступают гимнастки I разряда, изучающие программу кандидата в мастера спорта.
   Иногда на поиски музыки затрачивается много времени. А бывают случаи, когда в процессе составления упражнения выясняется, что выбранное произведение гимнастка не понимает или не может передать его эмоционального содержания. Поэтому подобрать музыку следует до составления упражнения и возможно больше ее слушать. Зная содержание музыки и ее темп, гимнастка может в течение длительного времени постепенно подбирать отдельные элементы и соединения, что в дальнейшем облегчит составление произвольного упражнения.
В процессе составления упражнений развивается творческая фантазия и активность занимающихся. Полезно давать гимнасткам специальные задания (например, подобрать для упражнения отдельные сложные элементы или придумать оригинальный переход).
У некоторых гимнасток развить творческую активность очень трудно: одни из них застенчивы, другие не обладают фантазией, они привыкли повторять упражнения за тренером и не имеют своего мнения. При составлении командных упражнений тренер должен привлекать к активной творческой работе всех гимнасток, предлагая каждой из них определенное задание.