Главная Спортивная тренировка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 70 гостей онлайн


Спортивная тренировка - Моральная и волевая подготовка

Индекс материала
Спортивная тренировка
Физическая подготовка
Моральная и волевая подготовка
Типовая схема процесса обучения
Периодизация спортивной тренировки
Соревновательный период
Урок художественной гимнастики
Методические указания к уроку
Вводная и заключительная части урока
Варианты уроков
Методика составления произвольных упражнении
Композиция упражнения
Составление и изучение упражнения
Соревнования по художественной гимнастике
Тематизированная рабочая программа
Развернутый учебный план и учет работы

    Нравственное воспитание гимнасток, их моральная подготовка — одна из важнейших задач тренировочного процесса.
Воспитание у советских гимнасток чувства патриотизма, коллективизма, товарищеской взаимопомощи, сознания общественного долга, ответственности перед коллективом за свою спортивную подготовку прежде всего достигается четкой, целенаправленной организацией всего учебно-воспитательного процесса. Только повседневное, кропотливое наблюдение за гимнастками как на занятиях, так и вне их поможет воспитать у них правдивость, скромность, стремление к честной спортивной борьбе, сознательную дисциплину, трудолюбие и навыки коммунистического поведения.
Большое значение в решении этой важной задачи имеет личный пример преподавателя, его умение организовать коллектив.
  Задача волевой подготовки заключается в том, чтобы воспитать у гимнасток целеустремленность, смелость, решительность, настойчивость и выдержку. Препятствия, при преодолении которых воспитываются эти качества, можно разделить на внешние и внутренние.
   К внешним относятся трудности, преодолеваемые всеми гимнастками по мере роста их физической и технической подготовленности, внутренним (отношение гимнастки к занятиям, условиям соревнований) присущ индивидуальный характер.
Умение преодолевать внешние препятствия зависит от общей и специальной подготовки гимнасток, и главным образом от развития выносливости. В борьбе с утомлением у них воспитываются упорство, воля к победе и выдержка, необходимая в условиях соревнований. Гимнастки, владеющие техникой, но недостаточно выносливые и волевые, обычно выступают в соревнованиях неуверенно и неровно.
   Борьба с внутренними препятствиями (чувство досады при неудачном выполнении упражнения, вызывающее снижение активности, страх, связанный с возможным падением и травмой, неуверенность в своих силах, боязнь показаться смешной) значительно труднее.
В соревнованиях проверяются все стороны подготовки гимнасток. На результатах выступления сказывается и умение преодолевать возникающие трудности.
   Для устранения отрицательных эмоций и воспитания уверенности следует ставить занимающихся в непривычные условия, заставлять их преодолевать возникающие трудности (например, повышать опору при выполнении упражнений в равновесии; предельно увеличивать количество вращательных движений; выполнять упражнения в очень медленном или в очень быстром темпе, в необычном направлении; исключать привычную страховку и др.).
  У одних гимнасток успех вызывает положительные эмоции и содействует улучшению технических результатов в последующих упражнениях, у других — страх перед возможным поражением. Неудачи и непредвиденные трудности заставляют одних гимнасток настойчивее стремиться к победе, на других действуют угнетающе и отрицательно влияют на результаты в последующих видах соревнований.
   Важно не только ставить гимнастку в трудные условия, но и направлять ее на самовоспитание воли, так как без этого не добиться успеха. Нужно показывать на примерах отрицательное влияние недостаточного развития воли на спортивный результат, добиваться понимания гимнасткой важности этого фактора.
   После соревнований следует коллективно обсудить причины успеха и неудач каждой участницы, показать, что недооценка своих возможностей ослабляет волю к победе и ведет к снижению результатов, переоценка же их приводит к еще более плачевным последствиям.
   Воспитание волевых качеств должно быть неразрывно связано с нравственным воспитанием.