Главная Спортивная тренировка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 70 гостей онлайн


Спортивная тренировка - Типовая схема процесса обучения

Индекс материала
Спортивная тренировка
Физическая подготовка
Моральная и волевая подготовка
Типовая схема процесса обучения
Периодизация спортивной тренировки
Соревновательный период
Урок художественной гимнастики
Методические указания к уроку
Вводная и заключительная части урока
Варианты уроков
Методика составления произвольных упражнении
Композиция упражнения
Составление и изучение упражнения
Соревнования по художественной гимнастике
Тематизированная рабочая программа
Развернутый учебный план и учет работы

   Спортивная тренировка строится на основе дидактических принципов советской педагогики — сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности и прочности.
   В художественной гимнастике применяются различные методы и методические приемы обучения. Методы слова (рассказ, беседа, указание, распоряжение, команда, описание и объяснение техники, опросы и самоотчеты) и демонстрации (показ упражнения, использование наглядных пособий, кинофильмов, кинокольцовок) тесно связаны с музыкальным сопровождением упражнений, которое выступает и как относительно самостоятельный метод обучения.
   Музыка способствует более яркому восприятию и лучшему запоминанию движений. Она как бы подсказывает гимнасткам содержание и характер изучаемых упражнений и способствует более быстрому их усвоению.

Типовая схема процесса обучения

   Процесс обучения отдельным упражнениям делится на три последовательных тесно связанных этапа:
1.   Создание предварительного представления об изучаемом упражнении.
2.   Непосредственное овладение техникой упражнения.
3.   Закрепление упражнения и дальнейшее совершествование его техники.

   Первый этап обучения. Назвав упражнение, необходимо его точно показать под музыку, раскрывающую ритм изучаемых движений, их силу (степень мышечных усилий), характер и скорость. Далее следует объяснить технику упражнения, выделив основные элементы, чтобы облегчить создание представления о структуре упражнения в целом. Объяснения должны быть краткими, ясными и образными.
После объяснения желательно повторить показ и, опросив гимнасток, выяснить, правильны ли созданные у них представления. Затем занимающиеся пытаются выполнить предлагаемое упражнение, чтобы конкретизировать и уточнить представление об упражнении. При первых попытках выполнения важно указать на тесную связь движений с динамическими оттенками музыки, ее характером, темпом и ритмом.
   Одновременно со вторым показом рекомендуется применять наглядные пособия. Наиболее эффективны кинокольцовки и кинограммы, на которых видна последовательность выполнения движений. Для лучшего создания представления об упражнении гимнасткам полезно делать зарисовки.
Изучению сложных упражнений должно предшествовать освоение подводящих упражнений.

   Второй этап обучения. При обучении отдельным упражнениям художественной гимнастики используются вспомогательные методические приемы:
1.  Упрощение техники упражнения. Вначале с помощью подводящих упражнений изучается техническая основа. Затем к ней прибавляются отдельные детали, и гимнастка овладевает упражнением в целом. Например, при разучивании шага польки вначале осваивается только схема движения ногами — скользящий приставной шаг и переменный. Затем прибавляется подскок, выполняемый за тактом, далее — небольшой поворот туловища и головы и наконец различные движения руками.
2.   Количественное изменение упражнения. Прежде чем разучивать, например, поворот на 720° на одной ноге, изучают повороты на меньшее число градусов. По мере овладения техникой угол поворота постепенно увеличивается.
3.  Выполнение упражнения в медленном темпе. Медленное выполнение позволяет лучше ощутить движения, легче проконтролировать их зрением, обдумать детали и внести коррективы. Этот методический прием применяют при изучении комбинаций, соблюдая непременное условие — немедленно довести упражнение до необходимого темпа, предусмотренного музыкальным произведением. Часто гимнастки в замедленном темпе демонстрируют хорошую технику, а в нормальном темпе выполняют упражнение с ошибками.
4.  Совершенствование отдельных деталей техники при целостном выполнении упражнения. Например, при целостном выполнении волны последовательно совершенствовать отдельные фазы протекания «гребня» волны из одного сустава в другой, особенно в грудном отделе позвоночника. При обучении комбинациям упражнений надо предварительно выделить наиболее сложные элементы и разучивать их отдельно. Далее разучивать соединения из этих элементов и только после этого— всю комбинацию в целом.
На данном этапе обучения внимание преподавателя сосредоточивается на точности выполнения упражнений. Он должен предупреждать возникновение ошибок, а если они появятся, сразу же их устранить. Ошибки могут возникать из-за непонимания техники упражнения, а также вследствие недостаточной физической подготовленности, неуверенности в своих силах, усталости и т. п. Прежде всего устраняются основные ошибки, нарушающие структуру упражнения.
При ошибках, связанных с неправильной постановкой первоначального обучения (например, отсутствие волны в грудной части позвоночника и последовательности перехода движения из грудного в шейный отдел из-за недостаточной подвижности в этих отделах позвоночника), следует повторить все подготовительные упражнения. Нельзя повторять неверные движения.
Необходимо научить гимнасток анализировать и контролировать выполняемые движения, применяя опросы и самоотчеты. Если нужно, преподаватель повторяет объяснение, вновь показывает упражнение, предлагает посоветоваться с гимнасткой, хорошо выполнившей данное упражнение. Полезны взаимные наблюдения гимнасток друг за другом. Иногда следует выполнить упражнение с другой ноги и в другую сторону. При этом возникают новые ощущения, позволяющие переосмыслить привычные координации и исправить допускаемые ошибки.
   На данном этапе еще больше возрастает роль музыкального сопровождения. Гимнастки овладевают ритмичностью движений, их разнообразными оттенками. Музыка помогает выполнять их правильно.

   Третий этап обучения. В результате многократных повторений упражнений — вначале изолированно, а затем в различных соединениях и вариантах — исполнение становится все более стабильным и привычным, движения выполняются легко и свободно.
Важную роль в закреплении и совершенствовании техники упражнений играют прикидки и соревнования. На всех этапах обучения нужно учитывать и оценивать в баллах успеваемость гимнасток. Результаты учета позволяют судить о качестве физической и технической подготовленности гимнасток и об эффективности применяемых упражнений и методов обучения.