Главная Спортивная тренировка

Здоровье и спорт

Здоровье

Кто на сайте

Сейчас 70 гостей онлайн


Спортивная тренировка - Методические указания к уроку

Индекс материала
Спортивная тренировка
Физическая подготовка
Моральная и волевая подготовка
Типовая схема процесса обучения
Периодизация спортивной тренировки
Соревновательный период
Урок художественной гимнастики
Методические указания к уроку
Вводная и заключительная части урока
Варианты уроков
Методика составления произвольных упражнении
Композиция упражнения
Составление и изучение упражнения
Соревнования по художественной гимнастике
Тематизированная рабочая программа
Развернутый учебный план и учет работы

   Значение отдельных задач в типовой структуре урока может изменяться. В подготовленных группах увеличивается объем технической подготовки, в группах начинающих — общей подготовки. Однако каждый урок должен давать положительный эффект, который достигается правильным чередованием упражнений в соответствии с их воздействием на организм занимающихся. Учитывается содержание упражнений, их дозировка и последовательность исполнения. От этих факторов зависит сохранение работоспособности занимающихся в течение всего урока.
    Чередовать упражнения следует так, чтобы каждое последующее упражнение по возможности было отвлекающим по отношению к предыдущему. Вслед за упражнениями, требующими больших затрат энергии, рекомендуется выполнять легкие.
    Подготовка организма занимающихся к основным нагрузкам начинается в вводной части урока. Высокая ее плотность (до 50% и выше), обусловленная одновременным выполнением упражнений всеми занимающимися, умеренный эмоциональный подъем и повышение деятельности органов кровообращения и дыхания обеспечивают оптимальное состояние обучаемых для последующей учебно-тренировочной работы. В основной части урока нагрузка возрастает, а плотность обычно снижается (до 10—15%). Если изучаются новые упражнения, то плотность урока еще больше снижается, что связано с поочередным выполнением упражнений и увеличением пауз между ними для объяснений, исправлений ошибок и отдыха. Нагрузка несколько уменьшается, так как изучение новых упражнений требует от гимнасток внимания и сосредоточенности.
    Для регулирования нагрузки и сохранения работоспособности занимающихся большое значение имеет последовательность решения двигательных задач, различных по сложности. Так, упражнения с предметом (задача — совершенствование техники) целесообразнее исполнять раньше, чем упражнения без предмета (задача — развитие специальной выносливости); упражнения, требующие тонкой координации, должны предшествовать уже изученным, выполняемым интенсивно. При исполнении несложных или хорошо знакомых упражнений плотность урока может быть повышена, так как достаточно бывает кратких объяснений.
    Регулируя нагрузку в течение урока путем подбора и чередования упражнений, изменения интенсивности, плотности и дозировки, преподаватель активно влияет на развитие специальной выносливости и работоспособности гимнасток. Благодаря тесной связи с музыкой и обычно высокому эмоциональному состоянию занимающихся большая нагрузка становится менее ощутимой, что необходимо учитывать преподавателю.
    В течение всего урока тренер должен наблюдать за осанкой занимающихся, исправлять малейшие ее нарушения при выполнении всех упражнений. Для формирования правильной осанки и ее сохранения необходимо предлагать гимнасткам общеразвивающие упражнения, способствующие развитию силы мышц туловища, бедер, и упражнения, фиксирующие нормальный угол наклона таза и нормальную кривизну позвоночника во всех его отделах.
    Воспитательные задачи в уроке решаются в единстве с учебными. Помимо применения обычных методов воспитания (убеждение, принуждение, поощрение, взыскание и др.) особое значение имеет создание дружного, сплоченного коллектива занимающихся. Решающая роль в этом принадлежит педагогу-тренеру. Его авторитет, как квалифицированного специалиста, имеет большое значение для создания непримиримого отношения ко всем нарушениям правил поведения и дисциплины, что, в конечном счете, сказывается на учебно-воспитательной работе.
    Основная задача урока должна разрешаться по возможности во всех его частях. Например, если в основной части изучается повое упражнение, целесообразно в первую часть урока включить освоенные ранее упражнения с той же технической основой. При изучении нового упражнения не следует до или после него предлагать гимнасткам упражнения с иной технической основой (например, выполнять целостный взмах и статическое равновесие).
   Тренер должен обладать достаточными знаниями, чтобы совместно с пианистом обучить занимающихся музыкальной грамоте, безупречно показывать упражнения, образно и кратко объяснять их технику. Большое значение имеет его внешний вид и манера держаться на уроке.
   При планировании урока тренер совместно с пианистом тщательно продумывает музыкальное сопровождение для всех его частей. Если пианист не импровизирует, необходимо заранее подобрать музыкальные отрывки к упражнениям, сгруппированным по характеру выполнения, динамике, темпу (для плавных движений, отрывистых и др.), чтобы облегчить и ускорить подбор музыкальных произведений в процессе урока. Каждое упражнение в уроке должно изучаться и исполняться с соответствующим музыкальным сопровождением.